ICN проигнорирует аптечный рынок

Экспансия ICN Pharmaceuticals, Inc. на российский аптечный рынок пройдет мимо Петербурга. До конца этого года в планах компании открытие только одной новой аптеки в городе на Неве.

<BR><BR>Экспансия ICN Pharmaceuticals, Inc. на российский аптечный рынок пройдет мимо Петербурга. До конца этого года в планах компании открытие только одной новой аптеки в городе на Неве.<BR>Для сравнения: только в Москве планируется открыть 15 аптек, а общие планы на Россию предусматривают увеличение аптечной сети до 1000 аптек в течение ближайших 5 лет.<BR>В настоящее время сеть российских аптек ICN насчитывает свыше 100 точек. Однако, как сообщил "ДП" руководитель розничных продаж "ICN Аптека" Руслан Саповский, экспансии на аптечный рынок Петербурга корпорация не планирует. До конца 2002 года в городе будет открыта только одна новая аптека ICN. Не ожидается значительного роста числа аптек ICN в Петербурге и в последующие несколько лет. Пока основное внимание ICN сосредоточено на Москве, где до конца этого года будет открыто 15 новых аптек. Руслан Саповский в числе основных причин таких планов корпорации отметил наличие жесткой конкуренции и агрессивную политику по завоеванию петербургского рынка со стороны существующих аптечных сетей, в особенности таких, как "Первая помощь" и "Фармакор".<BR>По его мнению, в Петербурге иногородним компаниям достаточно сложно преодолевать административные барьеры при открытии новых аптечных точек. В частности, регистрация арендного договора может занять несколько месяцев. В стратегию ICN не входит приобретение недвижимости в собственность -- все аптеки ICN располагаются в арендованных помещениях. Кроме того, сами арендные ставки в Петербурге в ICN считают неоправданно высокими, а возможность получения помещения в аренду у КУГИ -- труднодоступной. Поэтому, хотя сейчас Петербург занимает второе после Москвы место по розничной реализации "ICN Аптека", наращивать размеры своей аптечной сети ICN собирается в других регионах, "более перспективных и с более теплым инвестиционным климатом".<BR>В Петербурге ICN имеет 18 аптечных точек, в том числе 13 аптек. Большая часть этих аптек в 1999 году была приобретена ICN у бельгийской оптово-розничной компании Groupe Multipharma SC (см. "ДП" №98/99, www.dp.ru). ООО "Мультифарма СПб" владело тогда 15 аптечными торговыми точками (9 аптеками и шестью киосками). Всего ICN приобрела 88 аптечных точек Multipharma в Москве и Петербурге за $7,35 млн.<BR><BR><B>Конкуренты расширяются</B><BR>Однако другие участники петербургского аптечного рынка менее пессимистично смотрят на сложности, которые останавливают ICN. В частности, ООО "Эдифарм" (сеть аптек "Будьте здоровы") в начале этого года заявило о планах удвоить количество аптек. Частные аптечные сети проблемы высокой стоимости аренды пытаются решить, приобретая помещения в собственность, а также делают ставки на "своего" потребителя, позиционируя себя на определенном сегменте рынка. По словам директора аптечной сети ООО "Невис" Александры Демьянюк, аренда помещений в Петербурге действительно дорогая и помещения выгоднее покупать. Что же касается возможности выживания в конкурентной среде, то здесь, по мнению Александры Демьянюк, каждая сеть использует свои способы и преимущества. В частности, "Невис" делает ставку на повышение эффективности снабжения аптек и качества продаваемых лекарств за счет достижения 100%-ной централизации поставок. В октябре для этих целей компания планирует открыть новый склад в собственном здании на Перевозной улице. Кроме того, "Невис" реализует в своих аптеках и рассчитывается по бартерным схемам с оптовиками аптечной продукцией собственного производства, что также помогает повышать эффективность розничного бизнеса. До конца этого года "Невис" планирует открыть два аптечных пункта в поликлиниках города.<BR>Коммерческий директор ЗАО "Корпорация "Бинко" (сеть аптек "Для тебя и мамы") Роман Ротблат согласен с тем, что конкуренция на аптечном рынке жесткая, однако, по его мнению, весь рынок вряд ли окажется занят одним или двумя игроками, каж дая сеть сможет сохранить свою нишу. Сеть компании "Бинко" позиционирует себя как аптеку для всей семьи, особенностью этих аптек является то, что до 50% реализуемой продукции составляют детские товары и лекарства.<BR>Как сообщил заместитель генерального директора ЗАО "Фармакор" Валерий Сивашинский, примерно 60% аптечных помещений этой самой крупной аптечной сети Петербурга выкуплено в собственность. В 2002 году "Фармакор" собирается довести количество своих аптечных точек до 100, позиционируя себя на рынке как аптека для мало- и среднеобеспеченных людей до 35 лет.<BR><BR><B>За что бороться</B><BR>По данным проекта "Розничный Аудит ГЛС в Санкт-Петербурге" ТМ (RMBC), в 2001 году объем продаж лекарственных средств через аптечную сеть города в розничных ценах составил примерно $121 млн. Учитывая, что в среднем лекарства составляют примерно 75% в структуре аптечных продаж города, общий их объем исчислялся $161 млн.<BR>Помимо свободных продаж медикаментов через аптечную сеть города проходят также лекарства, закупаемые централизованно и отпускаемые бесплатно льготным категориям граждан (в 2001 году -- $14 млн). С учетом "льготы" размеры аптечного рынка в 2001 году составили $175 млн.<BR><BR><B>Мнение эксперта</B><BR>Если в предшествующие периоды вся острота конкурентной борьбы на аптечном рынке Петербурга заключалась в противостоянии между государственным и частным секторами, то в 2000-2001 годах акценты сместились на частный сектор. Государственные аптеки сократили свою долю в структуре розничных продаж до 20%.<BR>В частном секторе возросла концентрация, усилились позиции лидирующих сетей и объединений аптек. Несмотря на то что в настоящее время деятельность большинства розничных компаний направлена на удовлетворение "массового" спроса, который формируют широкие слои населения с относительно низкими доходами, факторы неценовой конкуренции приобретают на петербургском рынке все больший вес.<BR>Учитывая, что рынок Петербурга по числу аптечных точек близок к насыщению, можно предположить, что в 2002-2003 годах лидеры будут стремиться форсировать процесс расширения сетей. По мере насыщения массового спроса стратегия дифференциации будет приобретать все большее значение. Перспективными представляются возможности, связанные с использованием новых для аптечной сети технологий продаж -- открытых форм торговли. Учитывая, что парафармацевтическая продукция является точкой роста аптечного рынка, создание отделов самообслуживания выглядит особенно привлекательным.<BR>На фоне негативных тенденций в государственной аптечной сети, а также в преддверии вступления в силу нового Закона о приватизации (27 апреля 2002 года), в соответствии с которым порядок и ограничения по приватизации в субъектах РФ должны регламентироваться местным законодательством, Комитетом по здравоохранению была разработана "Концепция реформирования государственных аптечных предприятий Петербурга" (в центре реформы -- создание объединений аптек -- ГУП). Реформирование госсектора, по мнению авторов концепции, с одной стороны, должно привести к повышению экономической эффективности и конкурентоспособности госсектора, с другой -- обеспечить сохранение и развитие функций, имеющих государственное значение. Характерно, что концепция рассматривает возможность дальнейшей приватизации созданных аптечных объединений. Если представители Комитета по здравоохранению настаивают на том, что основная цель реформы -- сохранение объединений в структуре госсобственности (с оговоркой: в случае, если те окажутся жизнеспособными), то представители КУГИ откровенно высказываются за необходимость приватизации.<BR>Публично против объединения выступают государственные аптеки, чьи интересы представляет Фармацевтическая ассоциация Петербурга и Северо-Запада. В этой ситуации судьба концепции остается неясной, тем более что она имеет много уязвимых мест (эффективность работы госсектора в условиях централизации управления, снабжения, распределения ресурсов и пр. явно снизится; проведение реформы потребует привлечения средств, которых у самих аптек нет; перспектива приватизации ставит вопросы, связанные с выполнением аптеками социально значимых функций, имеющих отношение к государственным гарантиям лекарственного обеспечения и пр.).<BR>Если будет принята разработанная Комитетом по здравоохранению администрации города "Концепция реформирования государственных аптечных предприятий Петербурга", на аптечном рынке Петербурга, по всей видимости, уже в скором времени появятся новые серьезные игроки в лице собственников крупных аптечных сетей (как минимум по 35-40 аптек), созданных на базе ГУП. Это представляет угрозу для большинства нынешних региональных лидеров розничного рынка, хотя не исключено и их участие в приватизации.<BR>Елена Трофимова, к.б.н.,<BR>"Цитомед. Маркетинг" (ЗАО "ЦМ Фарм")