00:0022 июля 200200:00
46просмотров
00:0022 июля 2002
Реки и каналы Петербурга порой рассматривают как дополнительные транспортные магистрали для перегруженной автомобилями Северной Венеции. Президент Путин, нанося деловые визиты в родной город, все чаще передвигается по нему не на правительственной иномарке
<BR><BR>Реки и каналы Петербурга порой рассматривают как дополнительные транспортные магистрали для перегруженной автомобилями Северной Венеции. Президент Путин, нанося деловые визиты в родной город, все чаще передвигается по нему не на правительственной иномарке со скоростью 120 км/ч, а на яхте с патриотичным названием "Россия". Петербургских водителей больше не пугают десятками милицейских мигалок и сирен. "Россию" сопровождают лишь бесшумные пузыри водолазов охраны, да на мостах, под которыми проплывает президентская яхта, становится больше людей в штатском.<BR><BR>Несмотря на президентские предпочтения, городские власти Петербурга очень осторожно говорят о решении транспортных проблем города за счет водных магистралей. "Администрация поддерживает создание маршрутного движения на воде и использование водных магистралей для решения транспортных проблем. Но вкладывать государственные средства в не созданные и не опробованные проекты нецелесообразно. Город поддержал разработку Институтом проблем транспорта возможностей для использования водных путей в интересах жителей города, однако решения по данным вопросам будут приниматься позже", -- считает Юрий Романов, начальник отдела внешнего транспорта и транзита Комитета по транспорту администрации Петербурга.<BR>По словам начальника причалов внутригородских линий ОАО "Пассажирский порт" Владимира Кузнецова, перевозку пассажиров по воде пытались организовать и в 70-80-х годах. Например, в конце 60-х -- начале 70-х ходило пять единиц катеров на подводных крыльях пассажировместимостью около шести человек.<BR>"Катера работали по Фонтанке с выходом в Неву. Кроме того, одно время существовали перевозы от Смольного на Охту. Но все они не пользовались успехом у горожан и оказались нерентабельными. Пассажир в этом случае переправляется только с берега на берег, а ведь ему еще надо дальше ехать на автобусе или трамвае. Не проще ли сразу сесть на нужный наземный транспорт?" -- говорит Владимир Кузнецов.<BR><BR><B>Поплывем</B><BR>Идея перевозки жителей Петербурга по воде имеет сторонников. По словам заместителя директора Института проблем транспорта Российской Академии наук Юрия Тихонова, именно водные магистрали могут стать спасением для города. К числу водных транспортных ресурсов, как утверждает Юрий Тихонов, можно отнести большинство рек и каналов Петербурга (см. врезку).<BR>В начале июня 2002 года были проведены испытания катера, который в перспективе может стать основой для новой сети перевозки пассажиров по воде. Катер прошел по маршруту Мост Лейтенанта Шмидта -- Тучков мост -- Литейный мост -- Мост Александра Невского -- район Обухово (Речной вокзал). По словам Юрия Тихонова, этот путь занял 26 минут. "Для организации одной линии маршрутных такси необходимо порядка 8-10 катеров. Стоимость проезда составит около 20-25 рублей, причем цена будет дифференцированной", -- говорит Юрий Тихонов.<BR>Однако для сети маршрутных водных такси необходимо строить причалы, которых в Петербурге не хватает. "Сейчас городу необходимо примерно 10 новых пристаней, причем это только для обслуживания туристических маршрутов малого флота. А постройка причала -- дело довольно сложное", -- говорит Владимир Гогин, начальник ремонтно-строительного участка ОАО "Пассажирский порт".<BR>"Все проблемы, в том числе и с причалами, можно решить -- главное, чтобы было желание города. Нужно найти инвестора, который бы вложил в проект деньги. Но для поиска инвестора нужно купить хотя бы один первый катер (около $36.000), который продемонстрировал бы все преимущества этого вида общественного транспорта", -- оппонирует этому мнению Юрий Тихонов.<BR><BR><B>Дотации сняли</B><BR>Сейчас по воде перевозят в основном туристов, а единственным маршрутом, который с натяжкой можно отнести к пассажирскому, является путь от Петербурга до Петродворца. Сейчас его обслуживают семь "метеоров", однако и там 90% пассажиров -- туристы. "Простым жителям ездить на "метеорах" довольно дорого -- на электричке или автобусе можно доехать в 10 раз дешевле", -- говорит Мария Овчинина, менеджер по маркетингу и рекламе ООО "Русские круизы".<BR>До недавнего времени существовал еще один пассажирский маршрут Петербург -- Кронштадт, но он был дотационным. По словам начальника отдела внешнего транспорта и транзита Комитета по транспорту администрации Петербурга, после подсчета, сколько денег тратится на обслуживание этого маршрута, в Комитете по транспорту было принято решение дотации на "метеоры" снять, тем самым увеличив финансирование паромной линии Ломоносов -- Кронштадт.<BR><BR><B>Фарватер мельчает</B><BR>Для судоходства по рекам и каналам требуется постоянно поддерживать реки и каналы в нормальном состоянии, для чего проводят дноуглубительные работы. Основная задача -- извлечение накопившихся донных отложений и мусора, предотвращение заиливания каналов, поддержание глубины и ширины фарватера для обеспечения безопасности прохода судов. Из-за естественного обмеления водоемов в летний период на большинстве центральных водных артерий города активно растут водоросли. Их останки выносятся течением к берегам водотоков и водоемов, создавая предпосылки для их заболачивания.<BR>Для решения этих проблем в 1999 году правительство Петербурга одобрило "Программу очистки рек и каналов Санкт-Петербурга на период 1999-2003 гг.", которая предусматривает проведение дноуглубительных работ на основных водотоках центральной исторической части Петербурга.<BR>В 2002 году очистке подлежат следующие реки и каналы: река Ждановка (2200 м), Кронверский пролив (1200 м), Лебяжья канавка (650 м), Зимняя канавка (255 м), Ново-Адмиралтейский канал (270 м), Адмиралтейский канал (380 м), частично Обводный канал (50 м). Эти водотоки уже давно требовали углубительных работ. "Лебяжья канавка, например, имела глубину всего 60 см, в то время как расчетная глубина для прохода маломерных судов составляет 2,5 м. Для работы в подобных узких и неглубоких реках была построена новая специализированная техника", -- говорит Елена Малышева, пресс-секретарь Комитета по природопользованию администрации Петербурга.<BR><BR><B>Не сезон</B><BR>Проблемой для развития транспортной сети на воде считают сезонность этого вида перевозок. Навигация начинается с середины апреля и заканчивается в начале октября. Опасность для катеров представляют наводнения. В случае поднятия воды на 40 см движение туристических кораблей по каналам прекращается, а при поднятии на 60 см объявляется закрытие движения для всех видов судов, так как корабли могут задеть мосты. В случае объявления штормового предупреждения на Финском заливе движение "метеоров" до Петродворца также прекращается. Но даже летом прибыльность компаний по перевозке туристов зависит от погоды. "Несколько хороших дней, особенно если они совпадают с выходными или праздниками, могут принести месячную норму", -- рассказывает Владимир Кузнецов.<BR>Активно осваивают петербургские акватории разные VIP. "В мае-июне этого года путешествие по Неве на теплоходах совершили представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, премьер-министр Китайской Республики, президенты республик Азербайджана, Украины, Белоруссии, работники генерального консульства США, министры транспорта Чешской Народной Республики и России, руководители правительства Ленобласти", -- говорит Галина Овечкина, пресс-секретарь ОАО "Северо-Западное пароходство".<BR>Владимир Путин и американский президент Джордж Буш путешествовали по Неве на правительственной яхте "Россия", что значительно облегчило жизнь петербургским автомобилистам.<BR><BR><B>Водные транспортные</B><BR><B>магистрали Петербурга</B><BR>Акватория дельты Большой Невы с ее рукавами: Большой, Средней и Малой Невками, прибрежными акваториями Невской губы, а также реками Фонтанкой, Мойкой, Пряжкой, Монастыркой, Екатерингофкой, Охтой, Дудергофкой, Карповкой, Смоленкой, Ждановкой, Славянкой. Также потенциально плавать можно по каналам Грибоедова, Крюкову, Обводному, Зимней и Лебяжьей канавкам, Кронверскому протоку и так далее. На базе этих акваторий можно организовать транспортную сеть судоходных водных путей для маломерных, мелкосидящих, водометных катеров, катеров на воздушной подушке и аэрокатеров пассажировместимостью 10-12 посадочных мест. Подобные водные маршрутные такси способны связать все центральные районы города и жилые массивы правобережья и левобережья, а также жилые массивы Петергофа, Стрельны, Юга-Запада, Лисьего Носа, Ольгино, Лахты, Приморского проспекта и т.д.