00:0022 июля 200200:00
64просмотров
00:0022 июля 2002
Издержки на распространение своей продукции ОАО "Петмол" перекинуло на других петербургских производителей.
<BR><BR>Издержки на распространение своей продукции ОАО "Петмол" перекинуло на других петербургских производителей.<BR>Распространением продукции ОАО "Петмол" по торговым точкам города и регионов занимается специально созданные для этого несколько предприятий под общим названием "Торговля от Петмола". По словам коммерческого директора ОАО "Петмол" Ильи Кункова, издержки на складирование, прием заказов, доставку, продвижение продукции молочного комбината составляют 10% от цены товаров. "В Германии издержки распространения молочной продукции составляют до 40% от ее стоимости. Однако там совершенно другой сервис, другое оснащение складов, специальный транспорт. Наши клиенты пока еще не готовы платить за дополнительный сервис по доставке продукции в магазины", -- говорит Илья Кунков.<BR>Вместе с продукцией "Петмола" автомашины группы компаний "Торговля от Петмола" развозят и товары других производителей: ОАО "Пекарь", ОАО "Роска", ОАО "Лактис" и т.п. По словам Ильи Кункова, это позволяет снизить издержки на распространение продукции собственно молочного комбината на 30%.<BR><BR><B>Высокотехнологичный хребет</B><BR>Центральной частью технологии службы распространения продукции стало программное обеспечение, которое в 1997 году разработало ООО "Бизнес-Софт". По словам Ильи Кункова, ни одна из имеющихся в те годы программ не учитывала особенности производства молочной продукции, например ее короткий срок годности. Кроме того, технология обработки заказа предусматривала продажи продукции, которая еще не произведена. Ни одна из программ не могла вести учет продаж продукции, которая еще не поставлена на приход.<BR>Эта программа постоянно дорабатывается, с учетом нужд службы распространения. Программное обеспечение позволяет принимать заказы, обрабатывать их в одной информационной среде. В единую сеть объединено порядка 300 рабочих мест. Заказы от клиентов принимают 26 телефонных операторов. Эта же программа рассчитывает маршрут движения автомобилей по городу. Правда, она не учитывает текущую дорожную ситуацию (ремонты, пробки), это остается в компетенции водителей и экспедиторов. "Мы получаем из Комитета по благоустройству планы по ремонту петербургских дорог, однако они не всегда соответствуют реалиям. Поэтому наши водители сами отслеживают дорожную обстановку", -- говорит Илья Кунков.<BR><BR><B>Не заигрывать</B><BR>Своего рода ноу-хау компании стала разработка специальных инструкций для персонала, осуществляющего непосредственный контакт с клиентом. Эти документы носят гриф "Конфиденциально".<BR>Инструкция для операторов состоит из 29 листов, рабочие книги для экспедиторов и торговых представителей по объему вдвое больше. Эти документы содержат в себе подробное описание правил работы специалистов, специальную терминологию (своего рода сленг), способы решения типовых проблем.<BR>Например, что делать, если клиенту привезли товар, который он не заказывал. Или как себя вести девушке-оператору, если менеджер магазина начинает с ней заигрывать.<BR>Рабочие книги специалистов разрабатывали самостоятельно, оперируя собственным опытом. Законченный вид эти конфиденциальные инструкции приобрели в конце 2001 года.<BR><BR><B>Правительственные</B><BR><B>кортежи</B><BR>Месторасположение "Петмола" служит одной из главных проблем для функционирования подразделения доставки продукции. Близость Московского проспекта, одностороннее движение по набережной Обводного канала делают неудобным въезд и выезд транспорта с территории молочного комбината.<BR>Для оптимизации распространения продукции молочного комбината по северным районам города 3 года назад группа компаний "Торговля от Петмола" открыла склад в промышленной зоне "Парнас". Продукция комбината завозится на северный склад ночью, рано утром происходит ее развоз по торговым точкам.<BR>Ежедневно продукцию "Петмола" и других предприятий, заключивших договор с группой компаний "Торговля от Петмола", развозят 160 грузовых автомобилей "ЗИЛ" или "ГАЗ". Для каждой машины разработан график передвижения по территории комбината, четко обозначено время для погрузки. Сбой в погрузке одной машины приводит к смещению всего графика работы.<BR>Как правило, большая часть продукции грузится ночью или рано утром. Это связано с крайне ограниченными сроками реализации большей части продукции и с достаточно категоричными пожеланиями VIP-клиентов. Это крупные универсамы и магазины различных торговых сетей. Они требуют привоза товара только в интервале с 8.00 до 10.00 или вообще с 9.30 до 10.00. "Мы должны привезти им товар или в это время, или не привозить вообще", -- говорит Илья Кунков. Такая категоричность связана с тем, что торговые точки избавляются от складских помещений, увеличивая за их счет торговые площади. Соответственно, при уменьшении товарных запасов для магазина становится важным своевременный подвоз товара и его размещение в торговых залах.<BR><BR><B>Не тот бизнес</B><BR>Для развоза продукции группа компаний "Торговля от Петмола" использует наемный транспорт, заключен договор с автотранспортным предприятием и несколькими частными лицами. Создание собственного транспортного цеха признано неэффективным. По мнению Ильи Кункова, транспортные перевозки -- это совсем другой вид бизнеса, для его компании выгоднее нанимать автотранспорт. Издержки на транспорт составляют порядка 65% от себестоимости распространения единицы товара. Остальное -- это затраты на складирование, содержание телефонного центра, зарплата персонала, эксплуатация программного обеспечения и т.п.<BR><BR><B>Основной элемент</B><BR>Для обмена опытом к руководителям группы компаний "Торговля от Петмола" уже стали приезжать коллеги. По словам Ильи Кункова, он всегда без утайки рассказывает о технологии работы своего подразделения. "Просто скопировать нашу систему работы невозможно. Главное в ней не программный продукт, не машины и графики развозки, а те люди, которые участвуют в процессе. Уверен, что на 70-80% наша технология зависит именно от них", -- утверждает Илья Кунков.<BR><BR><B>"Деловой Петербург" продолжает серию публикаций о службах логистики компаний Северо-Западного региона</B>