Юрий Воропаев: "Инвесторы есть, но возникает земельный вопрос"

Проект развития горнолыжного курорта "Красная Поляна", ставшего популярным благодаря Владимиру Путину, протормаживает, так как не решен вопрос с землей.

<BR><BR>Проект развития горнолыжного курорта "Красная Поляна", ставшего популярным благодаря Владимиру Путину, протормаживает, так как не решен вопрос с землей.<BR>Подряд на разработку технико-экономического обоснования сочинского курорта получила петербургская компания ЗАО "МКД Партнер" (см. "ДП" №13/02, www.dp.ru). Говорят, сейчас инвесторы, готовые вложиться в развитие "Красной Поляны" выстраиваются в очередь, но, пока не будет решен вопрос с правами собственности на местную землю, начать работы будет трудно. О возможных вариантах решения проблемы рассказывает Юрий Воропаев, председатель совета директоров ЗАО "МКД Партнер".<BR><BR>-- В чьей собственности находится земля Красной Поляны?<BR>-- Около 90% -- это федеральные земли. На территории Красной Поляны располагаются Сочинский национальный парк и Кавказский государственный биосферный заповедник, который зарегистрирован в ЮНЕСКО. Любую деятельность здесь нужно согласовывать с ЮНЕСКО. Там есть такие места, где вообще можно только пешком ходить или на велосипеде ездить, не говоря уже о том, чтобы прокладывать туристические маршруты или строить гостиницы. В то же время Красная Поляна сейчас очень бурно развивается, причем развивается стихийно.<BR>То есть мелкие фирмы и просто отдельные предприниматели незаконно строятся там (30% всех сооружений -- это самострой), без всяких лицензий водят экскурсии в пещеры и сплавляют людей по каньонам.<BR>Это означает не только налоговые потери для государства, но и проблемы безопасности самих туристов, которых, разумеется, никто не страхует. Некоторые инструкторы даже берут с них расписки, где говорится, что клиент не будет иметь претензий, если, скажем, разобьется при падении с параплана.<BR><BR>-- Как можно решить проблему землепользования?<BR>-- Мы разработали около десятка вариантов. Один из них, например, -- это создание акционерного общества с участием федеральных и местных властей. Это АО сосредоточило бы землю в своих руках и получило право привлекать инвесторов. Решения земельного вопроса ждут и зарубежные инвесторы, которые узнали о курортных планах на выставке MIPIM в Каннах, и отечественные компании, среди которых "Газпром", "Интеррос", "ЮКОС", "Роснефть", "АФК-система" и другие.<BR>Но дело ведь не только в самой земельной проблеме. Она тянет за собой другие. Например, для развития курорта необходимо реконструировать и нарастить канатную дорогу, для этого нужно увеличивать энергетические мощности. Есть инвесторы, готовые взяться за это, но опять возникает земельный вопрос. А без канатной дороги невозможно говорить о горнолыжных планах Красной Поляны. Еще одна проблема -- строительство современных очистных сооружений. Это огромные затраты, которые не потянуть одной компании.<BR>Значит, нужно привязывать очистные к отдельным лотам, на которые будет разбита территория, с тем условием, чтобы все они составляли единый комплекс. Опять все упирается в проблему землепользования.<BR><BR>-- То есть обустраивать Красную Поляну сейчас вообще невозможно?<BR>-- Нет, конечно, мы не можем ждать, пока будут решены законодательные проблемы смены статуса природоохранных территорий и установлены правообладатели земли. Сейчас есть 52 га территории, находящейся в ведении Краснодарского края, здесь никаких серьезных ограничений по использованию, вот с этих земель и начнем.<BR>-- На каком этапе сейчас разработка проекта развития курорта?<BR>-- Мы уже подготовили концепцию развития территории с учетом ее инвестиционной мощности до 2020 года. Идея такова: максимально возможный инвестиционный предел, который даст нормальную окупаемость, -- это $1,4 млрд. Кроме того, концепция определяет оптимальный поток туристов, который может без труда "переварить" Красная Поляна (10 тысяч в день). Максимальный поток пока трудно подсчитать, для этого необходимо провести экологическую экспертизу. По приблизительным подсчетам, необратимые экологические изменения могут возникнуть, если число туристов превысит 32 тысячи человек в день.<BR>Еще одно исследование, которое мы провели, определяет, как лучше всего распределить по территории различные виды туристических услуг. Их несколько десятков: парапланеризм, горнолыжный туризм, конный спорт, спелеотуризм, каньонинг, мы даже предлагаем задействовать пчелохозяйство, чтобы туристы смогли не только мед покупать, но и сами поработали бы на пасеке. Когда мы только выиграли конкурс на разработку проекта развития территории, речь шла лишь о спортивном курорте. Но я считаю, что нужно расширять его направления, иначе он не сможет окупиться.<BR>В этом документе мы также даем юридические обоснования вариантов выделения земель инвесторам и возможностей государственного регулирования застройки, рекомендации, как управлять инвестиционным процессом при таком крупномасштабном проекте. Например, на наш взгляд, минимальные инвестиции на ближайшие 5 лет, чтобы курорт можно было считать состоявшимся, должны составить $350 млн. Теперь мы начинаем разрабатывать генплан Красной Поляны и инвестиционный конкурс.<BR><BR>-- Не получится ли так, что, когда Красная Поляна превратится в крупнейший международный курорт, сам Сочи по сравнению с ней будет выглядеть бледновато?<BR>-- Развитие Сочи -- обязательное условие развития Красной Поляны. Иначе курорт потеряет значительную часть дохода. Ведь это уникальный район, где расстояние от морского побережья до горнолыжного курорта занимает около часа езды на машине. То есть один и тот же турист может за день побывать на двух курортах. Таких мест в мире всего четыре, и не использовать этого просто нельзя. Но Сочи -- очень проблемный город. Во-первых, самая прибыльная часть побережья -- ближайшая к морю -- исторически занята недоходными ведомственными санаториями, домами отдыха. Большая их часть морально устарела, нужна модернизация и новое строительство. Во-вторых, нужно урегулировать тарифную политику. Сейчас на Сочи работает мало турфирм, которые, пользуясь этим, необоснованно завышают тарифы. Так что многие туристы предпочитают отдыхать в Турции или Греции -- там дешевле. Еще одна проблема -- гостиницы. Сервис в них невысокого уровня, да самих отелей недостаточно.<BR>Можно сказать, что если Красная Поляна -- это проект больше инвестиционный, то развитие Сочи -- скорее организационный. Мы готовы переключиться на разработку проекта развития Сочи уже в 2003 году. Основная идея заключается в том, чтобы создать единый комплекс "Сочи -- Красная Поляна" с сервисом международного уровня. Расчет не столько на иностранных, сколько прежде всего на российских туристов, которые переключились на зарубежный отдых из-за того, что у нас нет аналогичного по качеству. Если мы сможем вернуть наших туристов с заграничных курортов, то Красная Поляна состоится как курорт.