00:0015 июля 200200:00
12просмотров
00:0015 июля 2002
Когда бизнес и власть встречаются и начинают обсуждать проблемы экономики, выясняется, что говорят они об одном и том же, но смысл в слова вкладывают разный. Особенно это становится заметным, когда дело касается вступления России во Всемирную торговую орг
<BR><BR>Когда бизнес и власть встречаются и начинают обсуждать проблемы экономики, выясняется, что говорят они об одном и том же, но смысл в слова вкладывают разный. Особенно это становится заметным, когда дело касается вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).<BR>Вступать в ВТО Россия будет, но как и на каких условиях -- никто не знает. Туманны и перспективы для бизнеса. Чиновники говорят о необходимой либерализации рынка, предприниматели относятся к этому осторожно и предпочитают подождать и приглядеться. Проблемы присоединения России к влиятельной международной организации обсуждались на круглом столе "Российский бизнес на международных рынках -- импульс к развитию". Круглый стол провело в Петербурге Министерство промышленности, науки и технологии РФ в сотрудничестве с Международным центром учебных материалов и Санкт-Петербургским региональным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров.<BR><BR><B>Что решают кадры</B><BR>Позиция чиновников в целом понятна. Хотя основным ресурсом развития на ближайшие годы для российского бизнеса будет внутренний рынок, нельзя забывать о том, что резервы экспорта используются пока не в полной мере. Нельзя оставаться в стороне от ВТО, которая определяет правила игры в международной торговле. "Понятно, какие преимущества мы можем получить, -- говорит первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Андрей Свинаренко. -- Мы получим правовую защиту от возможного применения дискриминационных таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов, от технических барьеров в торговле на основе технических и других норм, стандартов или правил сертификации. Мы также рассчитываем на то, что улучшатся условия для экспорта продукции высокой добавленной стоимости".<BR>Открытие рынка для западных товаров и услуг потребует от местных производителей, особенно в провинции, значительной мобилизации сил, уверен Андрей Свинаренко. "Социальные последствия могут быть особенно острыми и болезненными в малых городах и в отраслях, в которых производительность труда в несколько раз отличается от лидеров сектора, -- говорит первый заместитель министра. -- Одной из важнейших проблем остается подготовка кадров и команд, способных воспользоваться изменением среды, в которой придется работать и торговать".<BR>Размеренная речь чиновников вызвала недоумение председателя совета директоров АООТ МКО "Севзапмебель" Юрия Саркисяна: "Где же взять кадры, которые умеют продавать? Где взять людей, которые знают, что такое маркетинг? Ведь этому стали учить в институтах совсем недавно, а важна практика, которая уже 100 с лишним лет есть у наших конкурентов. Где сегодня взять человека лет 40-45, который может руководить и делать это грамотно?" Вопросы остались без ответа.<BR><B>Услуга за услугу</B><BR>Проблемы, которые встанут перед промышленностью, не идут в сравнение с теми проблемами, с которыми столкнется сфера услуг. Такого мнения придерживается финансовый аналитик по телекоммуникациям инвестиционной компании "АВК-Ценные бумаги" Ирина Семенова. Свою точку зрения она проиллюстрировала на примере рынка телекоммуникационного оборудования и телекоммуникационных услуг.<BR>"Эта деятельность в настоящее время не предполагает никакого экспорта, и речь идет о том, как сложатся условия на внутреннем рынке. Государство жестко регулирует отрасль, и это понятно, поскольку на протяжении десятилетий почти все страны рассматривали телекоммуникационную систему как ресурс для обеспечения своей стабильности, гарантию безопасности, и очень неохотно шли на либерализацию рынка, -- рассуждает Ирина Семенова. -- С другой стороны, опыт стран, которые пошли на либерализацию, показывает, что происходит резкий скачок и улучшение развития телекоммуникационной инфраструктуры, расширяется спектр услуг и снижаются цены. Как пример конкурентного рынка можно привести развитие сотового бизнеса в Москве и, пожалуй, уже в Петербурге".<BR>На рынке телекоммуникационных услуг России, по мнению финансового аналитика, государство играет четыре роли, которые преследуют разные, иногда даже противоречивые, цели.<BR>"С одной стороны, государство как собственник заинтересовано в получении прибыли. С другой стороны, государство обязано обеспечивать участникам равные условия на рынке. Третья роль -- обеспечение безопасности, то есть должны быть прописаны условия лицензирования. Последняя роль государства относится к социальной защите, обеспечению населения телекоммуникационными услугами, причем на уровне цен и качества услуг, приемлемом для большинства. Независимо от того, встал бы вопрос о вступлении в ВТО или нет, мы бы все равно подошли к вопросу об изменении нормативов и регулирования этого рынка", -- считает Ирина Семенова.<BR>Сегодня на рынке телекоммуникационного оборудования Россия не может предложить ничего. Так как отечественных производителей нет, на российский рынок пришли западные компании. Речь может идти лишь о том, какие правила игры предложены иностранцам.<BR>"Рынок же телекоммуникационных услуг четко делится на два сектора: один -- работающий в условиях конкуренции, а второй -- монопольный, -- развивает свою мысль Ирина Семенова. -- К первому сектору относятся сотовые связи, доступ к сети Интернет, а ко второму -- наша обычная проводная связь в регионах, международная и междугородная связь. Вступление страны в ВТО подразумевает, что рынок будет открыт для прихода иностранных операторов. Выдержит ли конкуренцию та монопольная часть, которая сейчас предлагает большую часть услуг? Ответ однозначен -- нет. Какая защита подразумевается? Единственная лицензия на такой род деятельности у "Ростелекома". Насколько я знаю, вступление в ВТО предполагает сохранение существующей ситуации чуть ли не до 2010 года. Другими словами, на рынок никто допущен не будет. С одной стороны, это защита отечественных операторов. С другой стороны, мы не получим инвестиций, которые могли бы получить, либерализовав его и открыв для иностранных компаний".<BR><BR><B>Поздно пить боржоми</B><BR>"Мы пытаемся съесть арбуз, не сосчитав количества семечек в нем, даже не пытаясь его разрезать, -- говорит управляющий делами копании Тelia International management AB в РФ Сергей Бершев. -- У нас нет шансов остаться вне ВТО, мы уже опоздали к вступлению лет на 10".<BR>По мнению Сергея Бершева, следует обратить внимание не столько на поиск инвестиций, сколько на свободу предпринимательства: "Будет частная инициатива -- будут деньги. Никто не собирается кормить огромные предприятия, которые пожирают своими внутренними издержками все вложенные туда капиталы. Независимо от отраслей народного хозяйства, нужно, чтобы государство обратило внимание на конкретного человека. У нас же нет ни одной программы, которая поддерживала бы инициативного человека, способного работать в нашей экономике, способного что-то творить. Без существования таких программ конкурировать невозможно. Сюда придут огромные сетевые компании, которые будут продавать свой продукт крайне агрессивно, и мы ничего не сможем сделать".<BR>Расстаться с иллюзиями по поводу привлекательности всей России для иностранных инвестиций призывает Анатолий Сидоренко, директор по внешнеэкономическим связям Союза промышленников и предпринимателей Петербурга. "Капитал идет туда, где меньше затраты и больше прибыли, -- напоминает он. -- Почти 70% всех инвестиций, которые поступают в Россию, идут в Москву, Петербург и Тюмень. Все остальные регионы на их фоне выглядят очень бледно. Из $35 млрд поступивших за годы реформ инвестиций только половина пошла в промышленность, в реальный сектор. Это очень плохо".<BR>"ВТО -- неизбежное будущее. Мы в течение многих десятилетий вместо нормальных экономических законов пытались жить по каким-то своим, и все знаем, к чему это привело, -- размышляет генеральный директор ООО "АНД Проджект" Антон Цыценко. -- Вступление в ВТО может сильно осложнить жизнь российским компаниям, которые занимаются дистрибуцией в самых простых видах. Таможня станет более предсказуемой и прозрачной, это может привести к появлению на российском рынке мощных европейских и американских компаний, которые имеют возможность за счет своих огромных средств потеснить российских дистрибьюторов".