00:0015 июля 200200:00
19просмотров
00:0015 июля 2002
В одной серьезной западной фирме коммерческий директор из-за своих неправильных действий упустил контракт на $20 млн.
<BR><BR>В одной серьезной западной фирме коммерческий директор из-за своих неправильных действий упустил контракт на $20 млн.<BR><BR>Придя на следующий день в кабинет генерального менеджера, он спросил, когда ему собирать вещи. "Вы с ума сошли! -- ответил генеральный. -- Мы только что вложили в ваше обучение $20 млн!"<BR>Каждый руководитель периодически встает перед выбором: кнут или пряник, поощрение или наказание. Только разумное сочетание наказаний и поощрений дает возможность избегать неудач в деятельности фирмы (наказания) и двигаться вперед и развиваться (поощрения).<BR>Основная цель наказания -- это недопущение действий, которые могут принести вред компании. То есть наказание ценно не само по себе, как "месть" за неправильные действия подчиненного, а как барьер, который не разрешит данному человеку повторить эти действия в будущем и послужит ориентацией всему трудовому коллективу, своего рода красным светом. За одного битого двух небитых дают. Этого принципа придерживался и генеральный менеджер в приведенном выше примере.<BR><BR><B>Без обид</B><BR>А что будет, если вообще не наказывать? Те сотрудники, которые лояльны к правилам, будут чувствовать себя в определенной степени дураками и у них обязательно возникнет соблазн также нарушать эти правила. Отсюда следует еще один принцип наказания -- неотвратимость.<BR>При наказании сотрудника обязательно объяснение, за что и зачем его наказывают. Последнее особенно важно, но очень часто забывается, и наказуемый воспринимает наказание действительно как месть.<BR>Недопустимо использование безличных наказаний типа появления приказа о наказании на доске объявлений. В этом случае обида автоматически переносится на фирму. Еще хуже, когда о материальном наказании сотрудник узнает во время получения зарплаты.<BR>С материальными наказаниями надо быть очень осторожными. Материальное наказание, накладываемое на окладную часть дохода, вообще приводит к появлению отвращения сотрудника к работе в данной организации. Например, в одной из известных петербургских фирм существуют довольно высокие оклады у сотрудников -- выше, чем в среднем по городу. Но компания при этом постоянно ищет себе персонал, так как регулярные автоматические штрафы за малейшую провинность ведут к появлению у сотрудников чувства обиды, которая накапливается и приводит к увольнению из организации.<BR>Итак, каким образом лучше наказать подчиненного. Вдумайтесь в слова "лучше наказать". Хорошее наказание (тоже звучит неплохо) должно быть уникальным -- как для наказываемого, так и для того, кто наказывает.