00:0015 июля 200200:00
11просмотров
00:0015 июля 2002
Топ-менеджеры все еще пытаются перепробовать все: они быстро меняют бизнесы, решения, сотрудников, жонглируя ресурсами и людьми, как предметами не первой необходимости.
<BR><BR>Топ-менеджеры все еще пытаются перепробовать все: они быстро меняют бизнесы, решения, сотрудников, жонглируя ресурсами и людьми, как предметами не первой необходимости.<BR>У "панического бизнеса" есть и преимущества, и недостатки. Некоторым бизнесменам метания позволяют нащупать золотую жилу, правда, подобных примеров мало. С другой стороны, это всегда потеря времени, денег и клиентов.<BR><BR><B>Кругом соблазны</B><BR>По мнению Владимира Чернявского, директора консалтинговой компании Business-Design, неустойчивое поведение топ-менеджеров -- довольно серьезная проблема. Его источник -- ситуация на рынке, который еще не вошел в стадию интенсивной конкуренции и потому оставил много соблазнов для владельцев бизнесов. "Постоянно возникают новые рынки, топ-менеджеры соблазняются новыми игрушками, -- считает Владимир Чернявский. -- В условиях жесткой конкуренции это невозможно. Развитый рынок потребует очень жесткой самоидентификации, понимания, что мы представляем собой как компания, чем занимаемся и, что еще более важно, чем не занимаемся. Рынок потребует бить в одну точку".<BR><B>Сейчас компании еще могут себе позволить поэкспериментировать. "Честно говоря, я не знаю ни одной компании, которой "разброд и шатание" принесли бы дивиденды", -- говорит Владимир Чернявский. Классический пример: компьютерная компания занимается разработкой софта, и вдруг руководителя осеняет, что нужно наладить продажу компьютерной мебели. Ради умозрительной идеи отделу продаж пришлось на время</B><BR>потерять свое лицо и заставить клиентов усомниться в профессиональности поставщика.<BR>Несмотря на свою молодость, российский рынок стремится к аутсортингу как гарантии точности и профессиональности.<BR><BR><B>Теряя голову</B><BR>Различные нововведения в российских компаниях, особенно самые дикие и невероятные, идут прежде всего от начальника. По мнению Владимира Чернявского, есть две крайности: когда топ-менеджер постоянно вмешивается в оперативное управление и мешает процессу и когда единолично увлекается стратегическим планированием. В последнем случае он начисто теряет чувство реальности, что не может не приводить к иллюзорным фантазиям.<BR>"Если идеи идут только через голову начальника -- это не будет эффективно, он насилует коллектив, который теряет внутреннюю мотивацию. Если бы было общее понимание новых веяний всей компанией, если бы коллектив принимал решения, были бы возможны другие результаты", -- думает Владимир Чернявский.<BR>Когда руководство считает себя вправе распоряжаться судьбами бизнеса, проектов и людей, возникает много издержек.<BR><BR><B>План действий</B><BR>Издержки возникают не только во внутренней среде компании, но и в межпартнерских отношениях.<BR>Проблемы постоянных метаний и срывов сроков очень хорошо знакомы рекламному бизнесу: рекламный отдел компании ставит задачу рекламному агентству, а потом постоянно ее корректирует. Сергей Леликов, директор департамента "Дизайн и реклама" рекламной группы "Гради", считает, что создание рекламного продукта начинается с умения понять, какую задачу ставил перед собой клиент, прежде чем прийти к создателю. "На этом этапе мы вместе с клиентом должны определить, на какой поезд берем билет и куда едем, -- объясняет Сергей Леликов. -- Наша практика показывает, что клиент -- а это, как правило, группа людей, принимающих решение -- не всегда имеет одинаковое видение задач. Это, так сказать, дракоша о нескольких головах. Необходимо помочь "клиенту" договориться внутри группы и понять, чего же действительно хочет его покупатель. Дело в том, что люди часто решают за других, даже не спросив их об этом". Конкретный ресурс "Гради" -- серия глубинных интервью и с клиентом, и с клиентом клиента. После чего объединенные интересы всех участников продаж формулируются в брифе.<BR>По словам Сергея Леликова, изменения все же возникают, но тогда клиенту приходится оплачивать проделанную работу, основанием для чего является бриф, и платить аванс за новый этап. Так клиент и исполнитель избавляются от издержек, которые ведут к негативным последствиям для обеих сторон.<BR><BR><B>Психфак</B><BR>Разброд и шатание менеджеров приводят к потере доверия и партнеров, и сотрудников. "Люди начинают ощущать, что руководитель не знает, что делать. Когда такое чувство возникает внутри компании, -- говорит Михаил Хромов, консультант по управлению персоналом, -- управление превращается в политическую игру. Сотрудники занимаются только внутренними интригами, начинают сыпаться кадры".<BR>Такая ситуация приводит компанию к кризису. Правда, по мнению Михаила Хромова, это не страшно: если компания из него выходит, то с приличным иммунитетом.<BR>