00:0012 июля 200200:00
18просмотров
00:0012 июля 2002
Почти двукратный рост количества маломерных туристических судов, бороздящих реки и каналы Петербурга, привел к острой нехватке причалов в центральной части города.
<BR><BR>Почти двукратный рост количества маломерных туристических судов, бороздящих реки и каналы Петербурга, привел к острой нехватке причалов в центральной части города.<BR>Самые выгодные места контролирует дочерняя структура ОАО "Северо-Западное пароходство" -- ОАО "Пассажирский порт". Новые игроки могут получить место под стоянку только в менее выгодных местах.<BR>Механизма распределения пристаней, а также способа обеспечить всем участникам рынка равные условия для бизнеса не существует. Усугубляет ситуацию и то, что город заключает договоры на аренду лишь на 1 год.<BR>Процесс предоставления мест для стоянки маломерных судов регулируется Распоряжением губернатора №176-р от 24.02.99. Договоры аренды с частными компаниями заключает Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Мостотрест". Оно же получает и арендную плату с предпринимателей, которая, согласно распоряжению, идет на эксплуатационные расходы.<BR><BR><B>На дрожжах</B><BR>По словам начальника государственной инспекции по маломерным судам СПб Константина Пашинского, всего по рекам и каналам города сейчас "прогуливается" около 160 судов, 60% из них -- маломерные, то есть могут перевозить не более 12 пассажиров. Если верить этим данным, то количество судов по сравнению с прошлым годом увеличилось приблизительно на 15 единиц, однако участники рынка заявляют, что за счет судов, которые пригоняют со всех направлений (Москва, Ростов, города Поволжья и т.д.), в этом году количество единиц флота увеличилось почти вдвое. Чего нельзя сказать о количестве причальных мест в Петербурге. Многим судовладельцам приходится договариваться совместно использовать одну пристань, организовывать диспетчерскую службу.<BR><BR><B>Мест нет</B><BR>Самые посещаемые и наиболее известные пассажирские причалы: у Адмиралтейской и Дворцовой набережных и у Аничкова моста. Эти спуски исторически контролировались Северо-западным пароходством (СЗП) и сейчас арендованы Пассажирским портом -- одним из дочерних предприятий СЗП, занимающимся эксплуатацией причальных спусков и флота. Таким образом, Пассажирский порт является на сегодняшний день самым крупным арендатором причалов в городе. Управляет же этими спусками и загрузкой флота туристическая компания "Русские круизы" -- вторая "дочка" СЗП. По экспертным оценкам, она контролирует около 35% этого рынка. Самые раскрученные причалы переходят в ее управление из года в год, остальные же судовладельцы не могут быть уверены, что получат тот же спуск и в следующем сезоне: аренда предоставляется только на год. Никаких конкурсов на право аренды выгодных причалов город не проводит.<BR>В то же время Константин Пашинский считает, что основная проблема не в том, что спусков, рядом с которыми можно построить дебаркадеры и понтоны, в городе мало. А в том, что аренду дают только на год. Предприниматели опасаются вкладывать при таких условиях деньги. Людмила Лапинская, генеральный директор компании ООО "Драйвер", также считает, что краткосрочная аренда -- главная проблема для развития туризма на реках и каналах. По ее словам, с каждым годом продление аренды требует все больших и больших документов и отнимает массу времени. И при этом нет никакой гарантии, что город по каким-либо причинам не откажет в аренде.<BR>Вышеупомянутое распоряжение губернатора предполагает и более долговременную аренду, но для этого она должна быть утверждена самим губернатором Петербурга. Получить такое право небольшим компаниям не по карману. По грубым оценкам, строительство понтона 2х10 м на каналах оценивается в $25 тыс., а обустройство причала для судов на Неве -- не менее чем $100 тыс.<BR><BR><B>Капля камень точит</B><BR>Эта ситуация приводит к классическому следствию монопольного поведения на рынке. С самых "жирных" причалов отправляются стандартные часовые прогулки по рекам и каналам, программа которых практически не меняется год от года. Небольшим компаниям, чьи причальные дебаркадеры стоят в менее выгодных местах, приходится придумывать новые возможности привлечения туристов. По словам Людмилы Лапинской, ее компания вписывает собственные маршруты в маршруты движения тургрупп. Например, выйдя из Эрмитажа, туристы на судне переплывают Неву и оказываются у Кунсткамеры.<BR>В администрации города уже давно разработана программа организации водных такси, но пока этот проект остается только на бумаге.