Страховщики примеряются к автогражданской ответственности

Завтра, 5 июля, в Москве ведущие страховые компании завершат подготовку к созданию нового объединения, которое будет регулировать процесс обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспорта.

<BR><BR>Завтра, 5 июля, в Москве ведущие страховые компании завершат подготовку к созданию нового объединения, которое будет регулировать процесс обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспорта.<BR>Окончательный вариант устава и задач новой организации с рабочим названием "Росавто" в пятницу будет утвержден на заседании совета Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев транспорта (РАСОВТ).<BR>На этом же совете будет определена и дата учредительного собрания новой некоммерческой организации.<BR>Объем рынка, к разделу которого уже приступили страховые компании, только в Петербурге составит приблизительно 2 млрд рублей в год.<BR><BR><B>1900 рублей с мотора</B><BR>"На сегодня еще не существует подзаконных актов, которые бы прописывали технологию осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности (АГО). В частности, окончательно не решен еще вопрос с размером тарифов, -- заявила "ДП" Наталия Шумилова, генеральный директор СЗАО "Медэкспресс", единственная из страховщиков Петербурга входящая в совет РАСОВТ. -- Предполагается, что базовый тариф будет утвержден в рамках 600-800 рублей в год. При этом будет действовать система повышающих коэффициентов. Для Москвы, к примеру, по предварительным подсчетам, необходимо установить коэффициент "3,7", а для Петербурга -- "3,2". То есть страховой взнос автовладельца в Петербурге должен составить около 1900 рублей в год".<BR>При этом страховая сумма в рамках программы обязательного страхования АГО установлена в размере 400 тысяч рублей. Из них 240 тысяч рублей -- по жизни и здоровью, а 160 тысяч -- по имуществу.<BR>"Обсуждается также вопрос о том, каким образом будут распределяться собранные в рамках программы обязательного страхования АГО средства. В частности, один из вариантов предусматривает, что только 5% из них страховая компания может оставлять себе в качестве возмещения понесенных расходов. Остальные средства будут резервироваться, -- объяснила "ДП" Наталия Шумилова. -- Такой порядок вызван тем, что в первые год-два уровень убыточности этого вида страхования может быть ниже расчетного, а на третий год начнется череда массовых выплат. Соответственно, если не создавать резервы, многие компании попросту не смогут выполнить свои обязательства перед клиентами и рынок рухнет".<BR>"Недавно мы провели анализ рынка и сделали вывод, что обязательное страхование АГО может быть рентабельным для компании только в том случае, если она привлечет в качестве клиентов минимум 100 тысяч автовладельцев, -- добавила Наталия Шумилова. -- Поэтому в конечном счете на рынке страхования АГО останется несколько крупных компаний. Остальные же будут лишь продавать чужие полисы".<BR>По данным страховщиков, всего в Петербурге зарегистрировано 1 млн автомобилей, 600 тысяч из которых находится в постоянной эксплуатации.<BR><BR><B>Следующий год покажет</B><BR>"На сегодня сложно оценить рентабельность бизнеса по обязательному страхованию АГО и минимальное количество клиентов, которое позволит страховщику покрывать все затраты и убытки, -- считает Николай Смелов, начальник отдела страхования транспорта ОАО СК "Русский мир". -- Статистика, которая существует на сегодня, не отражает реального положения дел. Примерно треть всех дорожно-транспортных происшествий вообще не фиксируется ГАИ, потому что люди сами разбираются на месте происшествия, без привлечения властей. Поэтому в законе прописана возможность изменения страховых тарифов раз в полгода".<BR>По словам Николая Смелова, планируется, что часть убытков по страховым случаям возьмет на себя специализированный фонд, созданный за счет перечисления страховыми компаниями определенной части собранных в рамках программы взносов.<BR>"Фонд будет выплачивать средства в трех случаях: если виновник ДТП скрылся и установить его нет никакой возможности, если ответственность автовладельца оказалась незастрахованной и если компания, застраховавшая виновника ДТП, не в состоянии выполнить свои обязательства, -- пояснил Николай Смелов. -- Правда, до сих пор непонятно, каким образом будет работать фонд в том случае, если, скажем, объем требований к нему превысит его возможности".<BR><BR><B>Договоры меняются</B><BR>Тем временем некоторые компании уже начали корректировать свои программы добровольного страхования АГО.<BR>"Дело в том, что договоры в рамках этих программ действуют, как правило, 1 год. Таким образом, если страхователь приобретет полис добровольного страхования АГО после 1 июля текущего года, может произойти дублирование программ страхования, -- сказал "ДП" Александр Потитов, заместитель генерального директора по тарификации и оценке рисков СК "Прогресс-Нева". -- Чтобы избежать этого, мы изменили договор. Теперь добровольное страхование АГО будет действовать в дополнение к обязательному.<BR>Например, после исчерпания лимита выплаты по обязательному страхованию, который составляет по риску причинения ущерба имуществу максимум 160 тысяч рублей".<BR>Введение закона об обязательном страховании АГО, по мнению Александра Потитова, кроме того, сделает популярным "частичное автокаско" -- страхование автомобиля на случай угона, пожара, стихийных и хулиганских действий.<BR>"Чаще всего автотранспорт страхуется сейчас по программе "Полное автокаско", которая включает страхование всех перечисленных рисков, а также риска повреждения в результате ДТП, -- поясняет Александр Потитов. -- После введения закона водитель, невиновный в ДТП, будет получать компенсацию в страховой компании виновника. Поэтому опытные водители, уверенные в том, что виновником ДТП они не станут, скорее всего, не захотят нести расходы по страхованию риска ДТП".