00:0003 июля 200200:00
8просмотров
00:0003 июля 2002
В сентябре в Государственную думу будет внесен первый законопроект по реформе государственной службы.
<BR><BR>В сентябре в Государственную думу будет внесен первый законопроект по реформе государственной службы.<BR>А уже в августе должно быть принято решение по проведению, в том числе на Северо-Западе, серии экспериментов по оптимизации организации, планирования и финансирования органов госслужбы.<BR>В качестве опытных полигонов будут выбраны отдельные органы госвласти, "завязанные" на работу с населением, которые будут переведены со сметного на программно-целевой принцип финансирования расходов на госаппарат. Средства выделят под конкретные задачи, исполнение которых в соответствии с критериями будет находиться под строгим контролем. Вместе с ужесточением бюджетных ограничений экспериментальные ведомства получат более гибкий механизм расходования ресурсов, включая возможность самостоятельного перераспределения средств между зарплатой и расходами на оборудование, транспорт и офисы. Спустя отведенный на проведение эксперимента год будут подведены итоги, а результаты положены в основу реформы.<BR><BR><B>Мухи от котлет</B><BR>Реформа не обещает быть дешевой. Бизнес-сообщество, по словам реформаторов, должно прийти к пониманию, что дешевый чиновник невыгоден. Сегодня в России расходы на госаппарат составляют всего 3% от общих расходов бюджета, что по сравнению с западными странами очень мало. Под госслужащими принято понимать любого "учетчика-распорядителя", хотя на самом деле они на госслужбе не состоят. Речь, таким образом, идет о той категории служащих, которые подпадают под понятие статьи 3 федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации": "Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации". Таковых, оказывается, в стране мало по сравнению с численностью занятого населения. Наконец непростительно велик (в 5-10 раз) разрыв в зарплатах госслужащих и сопоставляемых членов профессиональных групп.<BR>В России пока никто, по словам источника в Минэкономразвития, не может дать рецепт проведения реформы. Ее концепция подписана Президентом РФ еще в прошлом году, но до сих пор официально не опубликована, хотя ее различные варианты и ходят по рукам в виде чиновничьего бестселлера.<BR>Практическое осуществление положений концепции предполагалось проводить поэтапно в соответствии с планом первоочередных мероприятий по ее реализации на 2002 год и среднесрочной Программой реформирования системы государственной службы Российской Федерации до 2005 года.<BR><BR><B>Систему перекроят</B><BR>Среди предлагаемых в концепции мер -- разработка административных регламентов (которые позволят определить меру ответственности чиновников, в том числе и при оспаривании решений власти в суде), переход со сметного на программно-целевой принцип финансирования расходов на госаппарат, расширение применения контрактных отношений, замещение "социального пакета" и льгот денежными выплатами, расширение возможностей "бокового входа" (из негосударственного сектора) и конкурсного замещения чиновничьих должностей, максимальное увеличение электронного документооборота и другие.<BR>На прошлой неделе премьер-министр Михаил Касьянов провел заседание комиссии по вопросам реформирования госслужбы. Кабинет министров рассматривал как концепцию реформирования государственной службы, так и законопроект "О системе госслужбы Российской Федерации". Все сошлись во мнении, что реформу необходимо начинать уже в этом году. Судя по всему, остаток времени уйдет на подготовку подхода к каждому виду службы: к военной, гражданской и правоохранительной.<BR>Как рассказал неназываемый источник, начать реформу удастся не ранее начала 2003 года.<BR>По словам первого замминистра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, в Правительстве уже готово постановление, которое позволит ряду министерств со следующего года свободнее распоряжаться фондом оплаты труда. Министры не обязаны будут руководствоваться привычной тарифной сеткой, а смогут устанавливать размер вознаграждения для подчиненных, например увеличивая его за счет вакансий.<BR>Предполагается переход к трехуровневой системе федеральных органов власти (аппарат Правительства Российской Федерации -- министерство -- служба (агентство) -- надзор, что позволит четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти и оптимизировать их состав и механизмы функционирования. Ряд федеральных служб и агентств могут действовать непосредственно при Правительстве Российской Федерации (в том числе службы, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации).<BR><B>Четыре типа выделяемых органов</B><BR><B>государственного управления</B><BR>Министерства -- органы, выполняющие функции выработки государственной политики и координирующие деятельность государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере (примерами министерств могут служить министерства финансов, юстиции, обороны);<BR>Службы -- органы, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения (служба судебных приставов, налоговая служба, таможенная служба);<BR>Надзоры -- органы, реализующие контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам и населению;<BR>Агентства -- органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на платной основе (примерами агентств могут служить авиационно-космическое агентство, статистическое агентство).