00:0028 июня 200200:00
25просмотров
00:0028 июня 2002
Первоначальное название "Архива" -- "Лестница", пожалуй, подходит больше, особенно если вспомнить фрейдовский сексуальный подтекст. Людмила Белова предлагает проделать то, что мы делаем и без того, поддаваясь вуайеристскому искушению, подглядывая -- кажды
<BR><BR>Первоначальное название "Архива" -- "Лестница", пожалуй, подходит больше, особенно если вспомнить фрейдовский сексуальный подтекст. Людмила Белова предлагает проделать то, что мы делаем и без того, поддаваясь вуайеристскому искушению, подглядывая -- каждый сквозь собственную призму -- за сценами, возникающими вовне ежесекундно.<BR>В галерее вдоль стен висит более 10 белых ящичков, напоминающих камеру обскура, "на дне" ящичков застыли изображения лестничных площадок. К каждой ведет дверной глазок, через которой виден круглый, скукоженный мир на "клеточном" уровне, лестничные клетки, заключенные которых -- звуки. К каждой камере прилагается плейер и своя звуковая ситуация, чья иррациональность, невнятность превращает увиденное в сон. Плач младенца, металлический скрежет дверных петель уносимого лифта, невесть откуда взявшийся гомон ворон (хотя почему невесть -- вон распахнута дверь), тихий разговор, хотя нет, пожалуй, спор, и еще шаги, шорох которых скользит мимо, не попадая в поле зрения: картинка неподвижна и нема. Видишь-то только, что удается додумать. Один из плейеров не работает, и, чтоб проверить его, Людмила Белова записывает гул вернисажа. Поражает, что звуки ничем не отличаются от "лестничных" -- точно такая же звуковая хлясть, рябь: люди, что рядом, сразу сравниваются с теми призраками, что ступают по лестнице в пустоте плоского изображения.<BR>Есть еще дверь в натуральную величину, за которой назойливо вздрагивает звонок. Поддаваясь провокации, льнешь к дверному глазку и видишь за дверью... себя, с любопытством разглядывающую себя же, -- таким образом направлены видеокамеры, уличающие тебя в любопытстве. Дверной глазок превращается как бы в глаз Циклопа, третий, но зеркальный глаз, ставший предательским "черным ходом", ведущим, возвращающим к себе.<BR>Иллюзия, что наблюдающий именно ты, разбивается вдребезги, но и наблюдение за тобой теряет смысл: ведь объект в этом процессе исключен, если не брать во внимание клеточки сознания, лестничные клеточки. Конфликт "наблюдающего за наблюдающим" в переложении на "музыку" Людмилы Беловой исчерпан. Хэппи энд.<BR>