00:0024 июня 200200:00
8просмотров
00:0024 июня 2002
Госдума в пятницу приняла в третьем чтении проект федерального Закона "О третейских судах в РФ". Законопроект регулирует порядок образования и деятельности третейских судов. В третейский суд, в соответствии с законопроектом, может по соглашению сторон пер
<BR><BR>Госдума в пятницу приняла в третьем чтении проект федерального Закона "О третейских судах в РФ". Законопроект регулирует порядок образования и деятельности третейских судов. В третейский суд, в соответствии с законопроектом, может по соглашению сторон передаваться любой гражданский спор.<BR><BR>Четыре года законопроект дрейфовал в Госдуме, и внезапно на волне судебной реформы вынесло его к бизнесу.<BR>Впрочем, не вдруг. Нужный курс и ускорение придали третейским судам Торгово-промышленная палата (ТПП) России и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Заинтересованность представителей бизнеса в коммерческом арбитраже понятна и легко объяснима. Если бизнес сможет эффективно использовать третейское судопроизводство, то он получит кладезь возможностей. Предприниматели будут договариваться меду собой по федеральному закону, а не по "Временному положению" и отодвинут органы государственной власти в сторону от своих коммерческих споров. Договариваться оперативно, без государственных судебных издержек и беготни по инстанциям зачастую разных судов. Выгодно нововведение и государству -- арбитражные суды и суды общей юрисдикции смогут скинуть с себя бремя хозяйственных дел.<BR><BR>Однако третейская оговорка -- соглашение сугубо добровольное. Основная функция третейского суда еще со времен СССР -- способствовать примирению сторон. В Санкт-Петербурге постоянно действует более 10 третейских судов. Городская практика показывает, что, как правило, в третейский суд обращается тот, кто на 90% уверен в успехе. Или заранее знает, что спор будет разрешен к взаимному удовлетворению. Неуверенные и обиженные либо идут в государственные суды, либо не выполняют решения судов третейских.<BR><BR>В обоих случаях в частный спор вмешивается публичная власть. В случае невыполнения решения третейского суда (отсутствия согласия между истцом и ответчиком) оно подлежит принуди- тельному исполнению на основе выданного арбитражным судом или судом общей юрисдикции исполнительного листа. Иначе говоря, государство всегда будет знать количество и размеры сумм, по которым бизнесу не удалось договориться.<BR><BR>Время и третейский процесс покажут зрелость российского бизнеса и способность его к сделкам без опеки государства. И не исключено, что если предприниматели предпочтут бегать за защитой в государственные суды и накопится критическая масса решений о принудительном исполнении, то исполнительная власть откажется от третейской системы под лозунгом: "Суды перегружены делами о выдаче исполнительных листов".<BR>Кроме того, фактическое подтверждение бизнес-несамостоятельности даст многотысячному аппарату чиновников повод минимум на пятилетку отложить воплощение в жизнь мечты бизнеса об уменьшении госрегулирования в экономике.<BR><B>редакция</B>