Михаил Федосеев установил рекорд по знакомствам

В Петербурге живет человек, который обожает встречаться с новыми людьми. Михаил Федосеев познакомился уже с 20 тысячами человек, и все это не ради общения, а из-за визитных карточек.

<BR><BR>В Петербурге живет человек, который обожает встречаться с новыми людьми. Михаил Федосеев познакомился уже с 20 тысячами человек, и все это не ради общения, а из-за визитных карточек.<BR>Именно столько визиток собрал главный редактор и издатель информационного агентства "СМИ, Издательств, типографий, Рекламных агентств и Пресс-служб". В принципе, это раз в 20 больше, чем в визитницах у среднестатистического российского бизнесмена. Сказать, что 20 тысяч знакомств стоят больших денег, Михаил не может: больше расходуется сил. Современные визитки достаются ему по большей части бесплатно, за визитки дореволюционной России, которых у коллекционера более 300 единиц, он практически никогда не платит больше одного доллара.<BR><BR><B>Визиточное 300-летие</B><BR>Всю свою коллекцию, аккуратно сложенную в длинные картонные коробки и визитницы, главный редактор агентства с труднопроизносимым названием хранит дома. Это положение вещей его категорически не устраивает: "Народ должен знать свою историю". Потому-то в последнее время и замаячила перспектива возникновения Музея визитных карточек. Вопрос находится в стадии переговоров с городскими властями, которые практически готовы предоставить для музея помещение.<BR>"Я хочу поставить в музее старинный печатный станок и другое оборудование для производства визиток, чтобы демонстрировать посетителям процесс создания визитных карточек -- как это было раньше, поскольку технологии сохранены. Да и вообще, можно будет желающим изготовить на память визитку. К тому же я планирую разместить в помещении свою коллекцию и дать комментарии к определенному количеству экспонатов", -- мечтает Михаил Федосеев. Наверное, излишне говорить, что открытие музея будет приурочено к 300-летию Петербурга.<BR><BR><B>Необъяснимое чувство</B><BR>"Коллекция сложилась, как водится, случайно. В начале 1990-х годов я занимался печатными делами, мы тогда делали довольно много визитных карточек. Одним из первых экземпляров, положивших начало моей коллекции, стала деревянная визитка. Ее привезла подруга моей жены, визитку ей вручил американец, чья деятельность была связана с деревом. К сожалению, эта визитка не сохранилась, но родоначальником хобби стала", -- вспоминает Михаил Федосеев.<BR>Хотя бизнесмену больше нравятся старинные визитки. "Возникает необъяснимое чувство, когда в руках держишь то, что прошло через века, что принадлежало известным людям ушедшей эпохи. В этих карточках -- судьба человека и, собственно, судьба самой визитки -- ведь она наверняка проходила через бесчисленное количество рук", -- философски замечает бизнесмен.<BR>Особенно он гордится визитками небезызвестных особ -- князя Николая Сергеевича Щербатова и издателя "Русского архива" Бартенева. Раньше на оборотной стороне визитки частенько писали записки. На визитной карточке Щербатова из коллекции Михаила написано маленькое именное рекомендательное письмо за подписью князя. Обратную сторону некоторых других визиток украшают приглашение в здание суда, просьба об отдаче долга или, наоборот, о займе.<BR><BR><B>Чем пахнут знакомства</B><BR>С пополнением коллекции современными экземплярами проблем не возникает -- у Михаила есть договоренность с рядом полиграфических фирм, которые отдают ему по одной визитке от каждого заказа. К тому же визитки появляются с возникновением новых знакомых.<BR>В коллекции современных карточек у Михаила есть, например, визитки актеров Ларисы Голубкиной и Игоря Дмитриева -- с автографами. А вот на карточке Михаила Боярского вместо "артист" написано: "президент пивного клуба".<BR>"Я обычно распространяю небольшие листовки с информацией о том, что собираю визитки, и с просьбой этому способствовать. Так вот, однажды ко мне пришел бомж и принес целый пакет, там было примерно 200 визиток", -- вспоминает Михаил.<BR>С собиранием старых карточек все сложнее. В последнее время в антикварных магазинах их практически не найти. Прежде Михаил приобретал старые визитки на книжных развалах и в букинистических лавках. Кроме того, визитные карточки дарили. "У меня есть визитка камер-фрейлины Ермоловой. Мне ее сначала предлагали купить за $100, но она не стоит этих денег. Потом мне ее просто подарили. А однажды прислали дореволюционную визитку в конверте без обратного адреса", -- рассказал Михаил Федосеев.<BR>Найти единомышленников собирателю пока не удалось.<BR>В Книге рекордов Гиннесса заявлено, что самая большая коллекция визитных карточек в России находится в собрании нижегородского коллекционера Леонида Крайнова-Рытова. Он собрал примерно в 2 раза больше, чем петербуржец, -- 48 тысяч визиток из 106 стран, в том числе 200 визиток XIX века.<BR><B>Скрытый смысл</B><BR>Говорить с Михаилом Федосеевым о визитках, а тем более отдавать свои как-то боязно. Слишком много он знает о скрытом смысле и этикете их использования. Стоило корреспонденту "ДП" заикнуться, что он не сможет пополнить коллекцию, так как визитки закончились, Михаил тут же отреагировал: "А вот в Японии это сочли бы оскорблением".<BR>"Визиточный" этикет в стране восходящего солнца соблюдается особенно строго.<BR>Если один собеседник дал второму визитку, но не получил карточки в ответ, он считает себя глубоко оскорбленным. Оправдания типа "У меня закончились визитки" или "У меня нет визиток с собой" неприемлемы.<BR>Существует и несколько других неписаных правил, которых придерживаются во всем мире. Например, в области юриспруденции есть четкая установка -- "черным по белому". "Золото", виньетки и портреты на карточке адвоката, например, воспринимаются неоднозначно.<BR>Двусторонняя визитка, кстати, считается во всем мире дурным тоном. Для английских, китайских, французских (и так далее) партнеров нужно делать отдельные визитки.<BR>"Если понаблюдать за визитками наших деловых людей, можно сделать один простой вывод: чем карточка проще и лаконичнее, тем человек солиднее и состоятельнее. Визитки с обилием "золота", различных "наворотов", пышности сообщают, что владелец менее прочно устоялся и менее прославился", -- анализирует коллекционер. Визитка самого господина Федосеева односторонняя с большим количеством текста в два цвета.<BR><B>Игрища на картах</B><BR>Прародителями визитных карточек считаются игральные карты. Именно на них появились первые подписи визитеров, долговые и иные записи. Первые "визитте билетте" были изобретены, по разным сведениям, или в Венеции, или во Флоренции в середине XVII века и представляли собой кусочек картона размером с игральную карту. Россия заимствовала визитные карточки из французского придворного этикета, а в начале XIX века возникла даже мода: "Визитный билет вместо визита". "Существовал немой язык -- например, если посетитель приходил, но не заставал хозяина, ему выносили "визитницу"-поднос специально для визитной карточки. Чтобы оставить дополнительную информацию, посетитель мог загибать один из четырех углов визитки. Это могло означать, что он приходил лично, что ему очень хочется видеть человека и т.д.", -- с жаром рассказывает Михаил Федосеев. Сегодня подобные правила сохранились только в дипломатических кругах, здесь до сих пор помнят и используют "визиточные" жесты.<BR>Помимо деловых визитных карточек существовали так называемые "личные" -- на прямоугольничках бумаги писались только фамилия, имя и отчество. Дизайн в те времена был весьма лаконичен -- ничего лишнего. Различали "мужские" и "женские" визитки. "Мужские" были в 2 раза больше. "Женские", что естественно, выглядели изящнее -- на них использовались вырубка, тиснение, иногда цвет. Порой на визитке была имитация загнутого уголка, а на нем "расцветала" роза.