Проверки Федеральной инспекции труда

Каковы порядок и процедура проведения инспектирования организации и каковы полномочия государственных инспекторов труда? Какие меры ответственности могут быть применены к организациям, нарушающим законодательство о труде?

<BR><BR>Каковы порядок и процедура проведения инспектирования организации и каковы полномочия государственных инспекторов труда? Какие меры ответственности могут быть применены к организациям, нарушающим законодательство о труде?<BR><BR>С принятием Трудового кодекса РФ расширились полномочия федеральных инспекций труда, которые осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением в организациях трудового законодательства.<BR>Инспекции вправе проводить плановые (текущие) или внеплановые проверки. Основаниями для проведения внеплановых проверок могут служить заявления и жалобы граждан, материалы средств массовой информации, данные судебной практики и другие источники информации. Внеплановая проверка, например, может быть инициирована работниками организации по факту нарушения их трудовых прав (например, неправомерное заключение срочных трудовых договоров в организации), по факту несчастных случаев на производстве или в связи с другими обстоятельствами.<BR>В соответствии со статьей 357, инспектора труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации. Для прохода инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца. Законодательством не установлены конкретные сроки предупреждения о проведении проверки, а установлено правило, согласно которому инспектор может по своему усмотрению заблаговременно уведомлять организацию о предстоящей проверке. Если инспектор труда сочтет, что уведомление о проводимой проверке позволит принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и такое уведомление нанесет ущерб эффективности контроля, он может не сообщать организации о своем присутствии (ст. 12 Конвенции Международной организация труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле").<BR>Инспектор труда обязан предъявить соответствующее распоряжение (приказ) о проведении проверки, которое должно отвечать предусмотренной статье 7 Закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ.<BR>Согласно пункту 3 статьи 7 указанного закона, продолжительность инспектирования не должна превышать 1 месяц. В исключительных случаях руководитель органа Федеральной инспекции труда (его заместитель) может продлить этот срок, но не более чем еще на 1 месяц.<BR>На практике при проведении плановой проверки инспектор труда обычно запрашивает у организации и проверяет следующие документы: трудовые договоры, трудовые книжки, правила внутреннего трудового распорядка, книгу учета движения трудовых книжек, приказы, штатное расписание. Инспектор проверяет правильность приема, перевода и увольнения работников, соблюдение порядка выплаты пособий при увольнении, ведения учета рабочего времени и времени отдыха.<BR>При установлении нарушений трудового законодательства инспектор труда вправе предъявить обязательные для исполнения организацией предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных работников к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности.<BR>В настоящее время Трудовой кодекс закрепляет за инспектором право приостановить работу организации или ее структурных подразделений в тех случаях, когда их деятельность создает угрозу жизни и здоровью работников, до устранения организаций правонарушений (статья 357). При обнаружении нарушений трудового законодательства инспектор, обладающий властными полномочиями, может вынести решение о привлечении организации к административной ответственности.<BR>Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее -- КоАП), который вступает в силу с 1 июля 2002 г., предусматривает два вида ответственности за нарушение трудового законодательства: штраф и дисквалификация. В соответствии со статьей 5.27 КоАП, размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, составляет от 5 до 50 МРОТ. В случае повторного совершения должностным лицом аналогичного административного правонарушения оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.<BR>(О.Ш.)