Виктор Кротов: "Нам бы хотелось выпустить еврооблигации в следующем году"

Завтра Петербург официально погасит первый выпуск еврооблигаций.

<BR><BR>Завтра Петербург официально погасит первый выпуск еврооблигаций.<BR>История петербургских еврооблигаций на этом не заканчивается. Изменения и дополнения в бюджет Петербурга на 2002 год предусматривают привлечение средств от выпуска новых еврооблигаций в объеме 4,05 млрд рублей (около $125 млн).<BR>На вопросы "ДП" о будущем городского долга ответил председатель Комитета финансов Виктор Кротов.<BR><BR>-- Вы планируете выпустить новые еврооблигации в 2002 году. Почему выпуск еврооблигаций не был внесен в первоначальный проект бюджета на 2002 год?<BR>-- При рассмотрении проекта бюджета на 2002 год мы не планировали выпускать еврооблигации, поскольку в состоянии погасить долг по первому выпуску за счет доходов и частичного привлечения. Цель же нового выпуска -- не только рефинансирование долга, но и направление средств на капитальные вложения, которые будут финансироваться в рамках целевого бюджетного фонда инфраструктурных проектов.<BR>Кстати, законопроект о фонде сейчас находится на рассмотрении Законодательного собрания и уже прошел первое чтение. Собственно поэтому мы и не увязываем погашение первого выпуска еврооблигаций в июне с размещением новых, которые мы планируем выпустить к концу года.<BR><BR>-- Почему Комитет финансов предложил создать Фонд по развитию инфраструктуры?<BR>-- Мы хотим создать фонд, в котором найдут отражение только те проекты, которые нацелены на развитие инфраструктуры. Это должны быть не коммерческие проекты, нацеленные на получение прямой выгоды, а скорее социальные и хозяйственные. Их задача -- обеспечить рост инвестиционной привлекательности города, улучшение условий ведения бизнеса, создание новых рабочих мест, повышение качества общественных услуг.<BR>При финансировании инфраструктурных проектов необходимо обеспечить эффективное использование средств. Данные средства должны иметь некоторую степень обособленности. В рамках существующего законодательства наиболее приемлемым, на наш взгляд, является механизм целевого бюджетного фонда, который будет представлять собой, если хотите, некий бюджет развития Петербурга.<BR><BR>-- Есть ли необходимость в валютных заимствованиях для города?<BR>-- Не стоит выделять внешние заимствования из общей системы управления долгом города. Если есть необходимость в заимствованиях как таковая, то выбор валюты -- это вопрос, зависящий от ряда факторов. К примеру, в этом году мы решили выпустить еврооблигации отчасти и потому, чтобы сохранить валютную позицию. Как вы знаете, мы можем привлекать средства в валюте в объеме не более погашения внешнего долга. Конечно, с точки зрения потребности нам бы хотелось выпустить еврооблигации, например, в следующем году.<BR>Есть и другой немаловажный фактор. Принимая решения об инвестировании средств в предприятия Петербурга, кредиторы для определения процентной ставки смотрят на нас как на эталон и потом просто прибавляют премию за риск. По валютным же инструментам у нас сейчас нет такого эталона. Размещая, к примеру, еврооблигации, мы устанавливаем индикатор стоимости долгосрочных заемных средств. То есть мы создаем дополнительные предпосылки роста иностранных инвестиций в наш регион.<BR><BR>-- Не считаете ли вы, что выпуск еврооблигаций увеличивает валютные риски и создает риск единовременного погашения крупной суммы в иностранной валюте?<BR>-- Валютный риск присутствует всегда до тех пор, пока есть валютные инструменты. Его степень зависит и от того, какова доля внутреннего и внешнего долга в структуре заимствований. Сейчас этот показатель составляет примерно 50 на 50, и после выпуска еврооблигаций доля внешнего долга вырастет незначительно.<BR>Риск крупного погашения я считаю преувеличенным. Планируемый объем размещения почти в 3 раза меньше объема первого выпуска, составляет примерно 6% от доходов бюджета на 2002 год и даже меньше, чем текущие месячные поступления.<BR>Если говорить о риске резкой девальвации рубля, то где гарантия, что вслед за этим не вырастут ставки привлечения на внутреннем рынке, как это было в 1998 году. Поэтому кроме валютного риска надо учитывать и другие риски, в том числе риск процентных ставок. Задача управления государственным долгом -- это минимизация совокупного риска по долговому портфелю.<BR>Проблему пиков платежей мы решали, к примеру, путем досрочного выкупа, когда ставки на внутреннем рынке стабилизировались и пошли вниз. Именно это можно назвать эффективной стратегией управления долгом, и подобную тактику мы сможем применять, как только возникнут значительные валютные риски.<BR>Конечно, выпуск еврооблигаций увеличивает валютные риски, но ровно на тот уровень, который мы можем себе позволить.<BR><BR>-- В какой валюте, на какой срок и с какой доходностью планируется разместить облигации?<BR>-- Мы рассматриваем варианты выпуска как в долларах, так и в евро, на 5 или 7 лет под доходность не выше доходности предыдущего выпуска. Напомню, что в 1997 году мы разместили облигации под доходность 9,6% годовых.<BR><BR>-- Специалисты сомневаются, что в этом году город успеет организовать выпуск еврооблигаций. Будут ли выпущены сертификаты участия в кредите?<BR>-- Собственно, мы и не скрываем, что это, скорее всего, будут облигации участия в кредите, поскольку данная структура займа решает много проблем. Не требуется регистрация решения о выпуске в Министерстве финансов РФ, не требуется лицензия Банка России на осуществление капитальных операций, не требуется налоговое письмо, разъясняющее вопросы налогообложения доходов по еврооблигациям, а также разрешение ФКЦБ на обращение облигаций за пределами РФ. Конечно, кредитно-связанные облигации для нас удобнее. Подобную структуру займа использовала в прошлом году Москва, разместив облигации участия в кредите на сумму 750 млн евро. Поэтому мы не изобретаем велосипед, а используем уже проверенный опыт.<BR><BR>-- Определены ли организаторы еврооблигационного займа?<BR>-- Мы проводим ознакомительные встречи, изучаем предложения. Отбор организаторов будет проводиться после утверждения изменений в Закон о бюджете на 2002 год.<BR>-- На какие цели планируется направить средства от размещения еврооблигаций?<BR>-- На цели финансирования расходов бюджета, а конкретнее, расходы целевого бюджетного фонда инфраструктурных проектов. Скорее всего, это уже будут расходы 2003 года. Часть средств -- до $40 млн -- мы, если потребуется, используем в этом году.<BR><BR>-- Агентство Standard & Poor's заявило, что не может повысить кредитный рейтинг Петербурга до решения проблемы политического кризиса и текучести высшего менеджмента городской администрации. Как Вы можете прокомментировать решение агентства?<BR>-- Это мнение агентства как независимого аналитика, и оно уже для нас ценно. Если вы прочитали до конца, то в пресс-релизе еще сказано о способности города преодолеть внутреннюю политическую нестабильность.<BR><BR>-- Как Вы оцениваете ситуацию на рынке государственных именных облигаций Петербурга? Устраивает ли эмитента уровень доходности и ликвидности рынка?<BR>-- Ситуация на рынке стабильная и позитивная. Потенциал рынка высок, и нас это радует.<BR>Наши действия здесь должны быть минимальны и необходимы только в критических ситуациях. Рынок сам себя регулирует; если инвесторов устраивает такая доходность, они вкладываются в наши бумаги, значит, это и есть тот самый паритетный уровень интересов и показатель оценки рисков.<BR><BR>-- Планируются ли изменения в списке бирж, на которых допускаются к обращению ГИО Петербурга?<BR>-- Вопрос пока открытый. Считаю, что наш рынок должен работать только в Петербурге. Нам бы не хотелось, чтобы расчеты проводились в другом регионе -- это принципиальный вопрос. Деньги не должны уходить из города, они должны сюда приходить и здесь работать. В любом случае, мы не намерены кому-либо навязывать свою позицию. Я думаю, этот вопрос будет урегулирован с соблюдением интересов всех сторон.<BR>