00:0011 июня 200200:00
36просмотров
00:0011 июня 2002
Два года назад в Петербурге началось активное внедрение торговли ценными бумагами через Интернет. С тех пор выставление спекулянтами биржевых заявок через Сеть перестало быть диковинкой, но и стандартом пока не стало.
<BR><BR>Два года назад в Петербурге началось активное внедрение торговли ценными бумагами через Интернет. С тех пор выставление спекулянтами биржевых заявок через Сеть перестало быть диковинкой, но и стандартом пока не стало.<BR>Падение ставок комиссионного вознаграждения, рост оборотов, глобальная конкуренция брокеров, технический прогресс электронных торговых систем -- это главные тенденции современного Интернет-трейдинга. Его популярность среди биржевых игроков объясняется удобством (операции можно совершать не выходя из дома или офиса) и относительно низкими тарифами Интернет-брокеров. Последние сумели привлечь множество клиентов, достаточное, чтобы выйти на лидирующие позиции по оборотам на ведущих торговых площадках.<BR><BR><B>Что почем</B><BR>Внедрение Интернет-трейдинга оказало радикальное воздействие на многие аспекты рынка. Поскольку предоставление подобных услуг требует меньших затрат по сравнению с организацией полноценного брокерского сервиса, на рынке появилось большое количество мелких брокеров, предоставляющих минимальный набор услуг по минимальным ценам. Приятным последствием этого для инвесторов стало снижение их расходов.<BR>Сейчас активно торгующие игроки вправе рассчитывать на снижение брокерского вознаграждения вплоть до 0,01% от сумм сделки. То есть со сделки купли-продажи на 10 тысяч рублей брокеру достается всего 1 рубль. Для мелких инвесторов нормальной является комиссия в 0,05%.<BR>Некоторые брокеры переходят на взимание с клиентов фиксированной "абонентской платы" за свои услуги в месяц, не привязанной к оборотам.<BR>Ценовая война в Петербурге больше всего беспокоит брокеров, поскольку именно цена услуг является одним из самых важных факторов выбора компании инвестором. При одних и тех же программах Интернет-трейдинга, налаженной работе бэк-офиса и наличии информационно-аналитической поддержки приходится манить клиентов рублем.<BR>"Ценовым демпингом брокеры сослужили себе плохую службу. Они, снижая цену, рассчитывали на количественный рост клиентов. Этого не произошло. Следовательно, доходы упали", -- отмечает исполнительный директор ЗАО ИФК "Четвертое измерение" Владимир Купцов.<BR>"Если комиссия по Интернет-трейдингу в городе снизилась почти в 7-8 раз за последние 2 года, то на традиционные брокерские продукты -- всего процентов на 40. У нас есть услуги и продукты, по которым мы не меняли комиссию после кризиса, при этом популярность их только растет. Вообще, предоставление услуг Интернет-трейдинга -- это, по сути, предоставление услуги доступа на биржу. А такая услуга много стоить не будет: добавочная стоимость минимальна", -- считает директор по развитию ООО "АВК-Ценные бумаги" Владимир Скляревский.<BR>"В последнее время конкуренция на рынке только возросла и зачастую приобретает нездоровый характер. Снижение комиссии брокеры используют в качестве рекламной акции для привлечения все новых клиентов. При таких низких комиссионных брокер не способен много заработать за счет комиссионного вознаграждения, однако это компенсируется заработком на предоставлении клиентам кредитных ресурсов для осуществления маржинальной торговли", -- отмечает директор по инновационному развитию ЗАО "ИК "Элтра" Михаил Казарин.<BR>"Перспектив получения высокого дохода от самих брокерских операций нет, а вот от "сопутствующих" ("плечи" (маржинальное кредитование), "шорты" (короткие позиции) и т.д.) -- есть. Но в связи с этим резко вырастает системный риск брокера. Подобными, зачастую неофициальными, услугами активно пользуются мелкие клиенты. Это, кстати, и на рынке отражается -- он стал очень резким, как раз от закрытия/открытия "шортов", "лонгов", -- соглашается руководитель отдела доверительного управления ООО "БК "Хеджевый фонд" Александр Строгалев.<BR>"Непосредственно покупка программного обеспечения Интернет-трейдинга требует довольно значительных затрат -- $5000- 12.000, в зависимости от разработчика и количества площадок, к которым возможен доступ, плюс абонентская плата за сопровождение продукта от $300 до $1200", -- говорит директор департамента маркетинга ЗАО "ИК "Энергокапитал" Элла Томилина. По ее оценке, рентабельность брокерской деятельности значительно снизилась и как максимум составляет 5%.<BR>Сохранения темпов падения комиссии брокеры не ожидают, рассматривая существующие ставки как близкие к предельно возможным. Расходы инвесторов могут быть сокращены за счет снижения ставок по другим операциям (депозитарное обслуживание, кредитование и др.).<BR><BR><B>Кому что</B><BR>Брокеры не склонны преувеличивать количество клиентов, пользующихся или способных воспользоваться услугой Интернет-трейдинга. Число работающих в Петербурге Интернет-трейдеров, по оценкам брокеров, не превышает 1000 человек.<BR>"Клиентов в Петербурге относительно мало -- примерно 2-3% от числа экономических субъектов в городе. Причем эта наиболее активная часть уже распределена между основными операторами рынка, а притока новых клиентов пока фактически нет, -- рассказывает начальник отдела операций на организованных рынках ЗАО "БФ "Ленстройматериалы" Андрей Орлов. -- Чтобы появлялись свежие деньги на рынке, необходимо вести достаточно серьезную просветительскую и разъяснительную работу среди населения.<BR>Многие боятся фондового рынка вследствие отсутствия понимания основ функционирования, возможностей и рисков, которые ему присущи". По единодушному мнению брокеров, самой многочисленной группой Интернет-трейдеров являются так называемые дэй-трейдеры. Эта категория использует Интернет для быстрых и многочисленных спекуляций с финансовыми инструментами в течение одной биржевой сессии.<BR>"У нас количество клиентов, работающих через Интернет, не превышает 10%. На мой взгляд, это нормальная пропорция для крупной универсальной брокерской компании. В обороте их доля, конечно, значительно больше", -- говорит Владимир Скляревский.<BR>Доля Интернет-трейдинга в оборотах ИФК "Четвертое измерение" составляет 50%, при этом большинство клиентов работает на срочном рынке.<BR>В ИК "Элтра" такая доля составляет свыше 70%, а в обороте по брокерским операциям БФ "Ленстройматериалы" Интернет-клиенты обеспечивают примерно 10%. Оборот крупного петербургского брокера только в секции фондового рынка Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) превышает 500 млн рублей в месяц.<BR>В ИА "Пролог" отмечают, что, несмотря на равенство по количеству клиентов физических и юридических лиц, последние делают основные обороты. Активными клиентами у многих брокеров являются субброкеры -- профучастники, проводящие сделки своих клиентов через петербургскую компанию.<BR>Среди петербургских компаний самым активным субброкером является ЗАО "ИК "Ленмонтажстрой". Компания не является членом СФР ММВБ, но предоставляет клиентам возможность работы с тремя системами Интернет-трейдинга. В результате обороты брокерских операций на ММВБ позволяют компании входить в число 50 крупнейших операторов на этой бирже.<BR>Самыми востребованными у Интернет-клиентов являются сделки с акциями в секции фондового рынка Московской межбанковской валютной биржи, особенно с обыкновенными акциями РАО "ЕЭС России". Доля Интернет-сделок на ММВБ в оборотах биржи в апреле 2002 года превысила 50%. Для сравнения, на СПВБ, где через две брокерские системы работают клиенты всего трех компаний, доля Интернет-трейдинга в совокупном обороте корпоративных и субфедеральных бумаг в апреле составила 1% (в обороте вторичных торгов -- 3,5%).<BR>Профучастники говорят о безусловном лидерстве ММВБ, но отмечают переход опытных трейдеров на торги стандартными контрактами в FORTS РТС.<BR><B>Кто с кем</B><BR>Внедрение Интернет-трейдинга дало возможность региональным компаниям на равных конкурировать с московскими профучастниками. Максимально полно воспользоваться этим шансом петербургские компании не сумели. Преимущества дисконтных брокеров вовремя оценили такие компании, как ООО "Компания Брокеркредитсервис" (Новосибирск), а также московские ЗАО "Алор-Инвест", ЗАО "Финанс-аналитик" и ОАО "ВЭО-Открытие". Именно эти компании за последние 2 года стали лидерами по оборотам Интернет-трейдинга и фондового рынка в целом.<BR>В Петербурге на этот путь вступило ООО "Вэб-инвест.ру", объявившее себя первым специализированным Интернет-брокером. Сейчас эта компания, единственная из петербургских профучастников, входит в десятку Интернет-брокеров по операциям с акциями на ММВБ. Отставание от российского лидера в апреле -- 10 раз.<BR>Несмотря на усилия Интернет-брокеров, на первом месте по оборотам в Петербурге находятся не они, а ОАО "Промышленно-строительный банк".<BR>"В части привлечения клиентов для банка всегда было приоритетным направлением работа с крупными институциональными инвесторами, такими, как банки, крупные инвестиционные и страховые компании, а также корпоративные клиенты.<BR>В последнее время за счет активных продаж услуг банку удалось привлечь ряд крупных клиентов и предоставить им индивидуальные схемы работы, причем это совпало с ростом на нашем фондовом рынке", -- объясняет директор дирекции по услугам на финансовых рынках ОАО "ПСБ" Сергей Борисов.<BR>Спасает петербургских брокеров то, что, несмотря на открытие представительств в Петербурге, московские Интернет-брокеры основные силы отдают конкуренции в Москве и других регионах.<BR>"Приход московских брокеров фактически никак не сказался на рынке. Активно работающие клиенты уже были распределены между питерскими операторами, а активных кампаний по привлечению клиентов москвичи не проводили, полагая, что низкие комиссионные и широкий спектр предлагаемых услуг обеспечат им достаточное конкурентное преимущество, -- говорит Андрей Орлов. -- Но клиент, прежде чем принять решение о переходе к другому, всегда пытается получить тот же сервис и ту же комиссию от брокера, с которым он работает. В большинстве случаев клиентам это удавалось".<BR>"Интернет стирает региональные границы, как показывает пример компании "Брокеркредитсервис", занявшей лидирующие позиции на ММВБ. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто применяет нестандартные подходы, расширяет сервис, стремясь максимально удовлетворить потребности клиентов", -- говорит генеральный директор ООО "ИА "Пролог" Станислав Федоров.<BR>"По нашему мнению, в ближайшем будущем рынок брокерских услуг ждут существенные изменения. Постепенно брокерские фирмы будут или объединяться, или поглощаться более крупными или перепрофилироваться на финансовый консалтинг и корпоративные финансы", -- прогнозирует Сергей Борисов.