"Дух огня" проник на Лазурный берег

Нынешний Каннский фестиваль стал местом неожиданного действа. Российский режиссер Сергей Соловьев презентовал новый фестиваль "Дух огня", который планируется провести в начале следующего года в Ханты-Мансийске.

<BR><BR>Нынешний Каннский фестиваль стал местом неожиданного действа. Российский режиссер Сергей Соловьев презентовал новый фестиваль "Дух огня", который планируется провести в начале следующего года в Ханты-Мансийске.<BR>Жюри Каннского фестиваля в этом году возглавил Дэвид Линч, а украшением его стала Шарон Стоун. Недавно перенесшую инсульт звезду на первую пресс-конференцию привели под руки. Фестивальный люд испугался: все, конец секс-символу. Однако неделю спустя Стоун явилась во всем великолепии своей красоты. Это был вечер, посвященный памяти Билли Уайлдера.<BR>В 16.30, в самый солнцепек, люди при полном параде стекались к знаменитой лестнице. Те, у кого не было билетов, занимали места у лестницы с раннего утра, чтобы увидеть Кумира -- Леонардо Ди Каприо. Любимец всех девушек приехал в Канн, чтобы представить новый фильм Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка", где он сыграл главную роль.<BR>Внимание зала было приковано к экрану, на который транслировалось происходящее на лестнице. Вот из роскошного автомобиля вышла Стоун (нежно-голубое облегающее фигуру платье, босоножки на каблуках, минимум украшений и косметики) в сопровождении двух подруг. Она превратила свой проход в настоящее шоу. Даже зал, следящий за происходящим на экране, аплодировал красавице. Она аплодировала каждому из фрагментов фильмов Уайлдера, а потом поздравила Скорсезе ( у которого в "Казино", кстати, сыграла одну из лучших своих ролей и была номинирована на "Оскар") с окончанием новой работы. "Банды Нью-Йорка" обещают быть эпохальным полотном, даже смазливый Ди Каприо не вызывает здесь чувства отвращения. Что уж говорить об актере Даниэле Дей-Льюисе, который ради работы со Скорсезе бросил свой обувной бизнес и сыграл в "Бандах" так, как не играл еще никогда. Впрочем, судить об этом произведении мы сможем только в начале следующего года, когда продюсеры обещают выпустить его на экраны. В Канне была представлена лишь "нарезка" из ярких фрагментов будущего фильма.<BR><BR><B>Звезд манят в Сибирь</B><BR>Одним из запоминающихся событий фестиваля стало представление нового фестиваля "Дух огня", который пройдет в Ханты-Мансийске в конце января --начале февраля 2003 года. Президент нового фестиваля Сергей Соловьев пригласил нужных людей на прием, который прошел на крыше одного из отелей, откуда открывался прекрасный вид на город и море. Белые пароходы в лучах закатного солнца стали прекрасным дополнением к крепким спиртным напиткам и великолепному шампанскому. Свадебным генералом в тот вечер стал Александр Абдулов, которого окружали прекрасные незнакомки, представленные гостям как актрисы. Фестиваль в краю нефти и газа обещает быть событием грандиозным: раз презентация прошла в Канне, а главный приз нового форума приправят $150 тыс., быть может, в Сибирь пожалуют звезды.<BR><BR><B>Конкурс</B><BR>С первых же дней в лидеры выбился Майк Ли с фильмом "Все или ничего", рассказывающим о жизни простого лондонского шофера и его семьи. Однообразное существование людей с окраин всегда было излюбленной темой Ли, однако его же картина "Тайны и ложь", получившая когда-то "Золотую пальмовую ветвь", рассказывала об этом с юмором. В новой работе мастеру иногда изменяет это чувство, и на передний план выползает тоска.<BR>Фильм Аки Каурисмяки "Человек без прошлого" тоже не о "хозяевах жизни". Его герои живут в железных вагонах на пустыре, питаются супом из бидонов "Армии спасения". В эту забытую богом резервацию попадает человек, не помнящий своего прошлого, накануне избитый, едва не умерший и очнувшийся на берегу реки. Персонажи нового фильма Каурисмяки живут в раю для бедняков -- с самодеятельными концертами по вечерам, танцами и единственным представителем закона -- полицейским, с которым всегда можно договориться. Сам Каурисмяки на вопрос о том, существует ли рай на земле, отвечал уклончиво, впрочем, как и на остальные вопросы. Финский режиссер очень полюбился каннской публике: он невозмутим, не признает условностей (например, смокинг). Кроме всего, Каурисмяки снимает хорошее кино, и это наконец оценили не только финны и петербуржцы, у которых была возможность посмотреть его фильмы на неделе кино Финляндии. "Человек без прошлого" получил Гран-при, а любимая актриса Аки Каурисмяки Кати Оутинен -- приз за лучшую женскую роль.<BR><BR><B>Пианист и пианистка</B><BR>Увидев название нового фильм Романа Поланского, многие шутили: "Раз в прошлом году три приза взяла "Пианистка", в этом году "Пианист" увезет домой "Золотую пальмовую ветвь". После показа фильма стало очевидным, что так оно и будет. Поланский, уже много лет не снимавший фильмы о родине и на родине, тем не менее всю жизнь вынашивал замысел рассказать миру об ужасах гитлеровской оккупации, которые сам пережил в гетто. Главный герой картины -- польский пианист Владислав Шпильман, чудом оставшийся в живых в варшавском гетто, написавший об этом книгу и умерший в 2000 году. Мемуары Шпильмана легли в основу сюжета, еврейского пианиста сыграл американец Эдриен Броди. Черно-белое стильно снятое кино напоминает "Список Шиндлера". Многим кажется, что к "Списку..." добавить уже нечего. Но страшный детский опыт Поланского, позволивший внести в повествование очень личные детали, заставляют смотреть "Пианиста" два с половиной часа не отрываясь. Зрители плакали, сопереживая трагической судьбе героя. Впрочем, многие, выходя из зала и вытирая слезы, говорили: "Хороший все-таки композитор Шопен".<BR>Изабель Юппер, после прошлогодней "Пианистки" снискавшая почти официальный титул "великая", представила новый фильм "Два". Но сюрреалистическая драма, где звезда играет сестер-близнецов, не смогла удержать зрителей в креслах. К концу просмотра зал опустел больше чем наполовину.<BR><BR><B>Шок</B><BR>Самым шокирующим фильмом фестиваля стал Irreversible Гаспара Ноэ. Мало того, что крупным планом человеку методично разбивают голову огнетушителем, превращая его лицо в кровавое месиво, мало того, что на экране на протяжении чуть ли не 15 минут показывают изнасилование. Режиссер все перевернул с ног на голову, начав фильм с финала, так что к концу просмотра едва оправившиеся от увиденного зрители могли наблюдать идиллическую картинку зарождающейся любви. Странным путем идет французское кино: с одной стороны -- конкурирующие с американскими блокбастеры и длинные "разговорные" фильмы, с другой -- картины, в которых жестокость бьет через край. В прошлом году такой картиной стала внеконкурсная "Неприятности каждый день". В этом году Франция "блеснула" фильмом Irreversible уже на конкурсе всемирно известного фестиваля.<BR>ольга тум асова,<BR><B>Канн -- Петербург</B>