00:0005 июня 200200:00
7просмотров
00:0005 июня 2002
Сегодня Законодательное собрание Петербурга рассмотрит проект Закона о поправках к бюджету города на 2002 год. Поправки, одобренные на этой неделе Бюджетно-финансовым комитетом ЗС (см. "ДП" № 098/02, www.dp.ru), предусматривают резкие изменения в долговой
<BR><BR>Сегодня Законодательное собрание Петербурга рассмотрит проект Закона о поправках к бюджету города на 2002 год. Поправки, одобренные на этой неделе Бюджетно-финансовым комитетом ЗС (см. "ДП" № 098/02, www.dp.ru), предусматривают резкие изменения в долговой политике Петербурга.<BR><BR>Главным изменением по сравнению с действующим вариантом бюджета является размещение нового выпуска еврооблигаций и резкое сокращение государственных гарантий, предоставленных Петербургом.<BR>В последние годы управление государственным долгом города отличалось стабильностью и прогнозируемостью. Город занимался обезвреживанием "долговой бомбы", заложенной выпуском еврооблигаций в объеме $300 млн. Этому способствовали профицитный бюджет и рост рынка рублевых облигаций (ГИО).<BR>В этом же ключе была составлена и программа заимствований на 2002 год, предусматривающая сокращение долга в целом при увеличении его рублевой составляющей. Общее впечатление портило лишь нелогичное предоставление гарантий, например, на достройку гостиницы "Северная Корона".<BR><BR><B>Заграница поможет</B><BR><B>бюджету</B><BR>Весь прошлый год представители Комитета финансов заявляли о том, что новый выпуск еврооблигаций не планируется. Не было предусмотрено размещение еврооблигаций и в бюджете на 2002 год. Значительных изменений ситуации с исполнением бюджета или на долговом рынке в начале года не произошло, но позиция Комитета финансов успела измениться. Его руководители стали делать заявления о планах по размещению еврооблигаций в 2002 году в объеме от $100 до 150 млн (см. "ДП" №53/02, www.dp.ru). В результате в программу заимствований внесена строка о размещении еврооблигаций на сумму 4,05 млрд рублей. Это около $125 млн.<BR>Первый выпуск петербургских еврооблигаций в 1997 году помог городу погасить дорогие рублевые кредиты банков, заменив их валютными обязательствами с доходностью 9,5% годовых. В этот раз средства планируется направить на реализацию инвестиционных программ.<BR>Желание не проедать заемные средства, а обеспечить за их счет рост доходной базы бюджета вполне объяснимо. В то же время Петербургу размещение еврооблигаций грозит увеличением расходов на обслуживание долга, снижением прогнозируемости и контролируемости параметров долга, увеличением валютных рисков и появлением риска единовременного погашения крупной суммы.<BR>Участники рынка считают, что Петербург может разместить валютные облигации со сроком обращения 5-7 лет с доходностью от 9% годовых. Специалисты сомневаются, что в этом году город успеет провести все необходимые мероприятия по подготовке именно облигационного займа. Альтернативным вариантом является привлечение кредита западного банка, который разместит сертификаты на участие в кредите среди конечных инвесторов.<BR><BR><B>Меньше гарантий</B><BR>Выпуск еврооблигаций является не единственным изменением в политике внешних заимствований города. В первоначальном варианте Комитет финансов предполагал в 2002 году направить на погашение валютного кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) 760 млн рублей.<BR>Сокращение долга по валютному кредиту частично достигалось за счет его переоформления в рублевые обязательства. В измененном варианте бюджета перевода долга ЕБРР в объеме до $16 млн в рублевую форму уже нет. Соответственно, и сумма выплаты банку снижена примерно на 500 млн рублей.<BR>В 2,5 раза, до 96,9 млн рублей, планируется снизить сумму привлечения средств по кредиту банка HSBC на программу поставки и монтажа энергосберегающего осветительного оборудования в учреждения народного образования.<BR>Текущий вариант программы заимствований предусматривает только привлечение валютных кредитов коммерческих банков в объеме 1,3 млрд рублей. Законопроект предусматривает переход к нетто-погашению данного типа кредитов в объеме 0,6 млрд рублей.<BR>Предоставление валютных гарантий было радикально пересмотрено. Вместо 2,1 млрд рублей город решил предоставить гарантии всего на 439 млн рублей. Исчезла спорная строка о гарантии в размере $50 млн на "завершение строительства гостиничного комплекса "Северная Корона". В сторону уменьшения был изменен объем гарантий в рамках программы экологических кредитов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ГУП "ТЭК СПб".<BR>С учетом уменьшения суммы гарантий итоговая сумма нетто-привлечения внешних заимствований в 2002 году должна составить около 100 млн рублей.<BR><BR><B>Баланс сохранен</B><BR>В сфере внутренних заимствований Петербурга изменения не столь существенны. Согласно законопроекту, объем привлечения средств путем эмиссии рублевых облигаций увеличен с 7,5 млрд рублей до 9,4 млрд рублей. В первой половине года город не гнался за привлечением средств, поэтому во второй половине года дилеры прогнозируют более напряженный график аукционов и укрупнение выпусков.<BR>По мнению начальника отдела денежного рынка ОАО "Петровский НБ" Андрея Поленовского, увеличение объема, скорее всего, особо не скажется на рынке ГИО, потому что, вероятнее всего, будет происходить плавно. Тем более что Комитет финансов увеличил и планируемый объем погашения облигаций с 6,2 млрд рублей до 7,7 млрд рублей.<BR>Дилеры считают, что рост заимствований города на рынке ГИО может произойти благодаря договоренностям со Сбербанком России. В этом году активность крупнейшего российского банка на рынке петербургских бумаг значительно выросла. По итогам майских торгов субфедеральными облигациями на СПВБ Сбербанк вышел на 2-е место по оборотам торгов, тогда как по итогам 2001 года занял лишь 7-е место.<BR>Сумма привлечения рублевых кредитов банков в 2002 году снижена на 500 млн рублей, до 2,5 млрд рублей. Из списка гарантий убраны гарантии на проект реконструкции систем теплоснабжения Приморского района и долевого участия в строительстве или приобретении жилья для расселения аварийных жилых домов и общежитий, находящихся на территории Крестовского острова.<BR>Таким образом, объем предоставления рублевых гарантий снижен почти на 800 млн рублей. Тем не менее чистое привлечение средств на рынке рублевых заимствований в 2002 году должно составить 2,3 млрд рублей.<BR>Интересно, что в результате всех вышеперечисленных изменений предельный объем государственного долга Петербурга на 1 января 2003 года не изменился и составляет 16,43 млрд рублей.