Бюджетный профицит уйдет к монополистам

Вчера в Законодательном собрании Петербурга обсуждались изменения и поправки к бюджету 2002 года.

<BR><BR>Вчера в Законодательном собрании Петербурга обсуждались изменения и поправки к бюджету 2002 года.<BR>Бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Петербурга рекомедовал депутатам принять предложенные чиновниками поправки. Главным поводом для корректировки бюджета стали дополнительно поступившие в казну средства в размере 5,102 млрд руб.<BR>Администрация города в лице Комитета финансов объяснила столь неожиданное увеличение доходной части бюджета (на 11% уже в I квартале текущего года) изменениями налогового законодательства, а также ростом валового регионального продукта на 119,5%.<BR>Чиновники внесли свои предложения, на что потратить собранные сверх нормы средства. Кроме того, Комитет финансов выразил намерение израсходовать дополнительно еще 1 млрд руб., составляющий профицит бюджета, и перейти к бездефицитному бюджету. Согласно расчетам Комитета финансов, более половины прибывших средств будет направлено на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (свыше 3,5 млрд руб.) и целевых бюджетных фондов (1,218 млрд руб.).<BR>Дополнительное финансирование также ожидает судебную и правоохранительную власть, органы государственного управления, национальную оборону, под которой подразумевается финансирование призывных пунктов, культуру, искусство и кинематографию, социальную политику, транспорт, дорожное хозяйство, связь, сельское хозяйство, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.<BR>Любопытно, что в проекте измененного бюджета чиновники предложили снять со статьи образования 22,359 млн руб. и объяснили это в пояснительной записке к бюджету тем, что часть функций, связанных с образованием, перераспределены между комитетами. Однако, по мнению представителей законодательной власти, перераспределение функций еще не повод для того, чтобы лишать образование значительной суммы средств. Ряд депутатов придерживаются мнения, что администрация Петербурга не только не думает об увеличении финансирования по таким статьям, как социальная политика и образование, но и плохо или абсолютно не финансирует программы, уже утвержденные законодательным органом.<BR>В частности, по словам депутата ЗС Петербурга Натальи Евдокимовой, в I квартале текущего года город не выделил ни копейки на программу "дети-сироты", которая подразумевает увеличение финансирования на содержание приютов, детских домов и, самое главное, переход на воспитание детей-сирот в полноценных семьях. Также не выделяются средства на создание инфраструктуры для жизнедеятельности инвалидов, питание школьников, профилактику правонарушений молодежи и профилактику наркозависимости. "Все эти программы приняты, -- говорит Наталья Евдокимова, -- и средства на это предусмотрены в бюджете, однако администрация Петербурга почему-то не считает нужным выполнять бюджетные обязательства. Львиная часть средств, которая поступила в бюджет дополнительно, по всей видимости, будет направлена на оплату услуг монополистам. Просто все эти средства "раскиданы" по различным статьям, однако пойдут они в одном направлении -- "Ленэнерго", ТЭК и т.д.". К примеру, из 627 млн руб., которые планируется направить на социальную политику, около 500 млн руб. будет истрачено на компенсацию услуг "Ленэнерго", "Водоканала" и ТЭК. То же самое можно наблюдать и по другим статьям расходов.<BR>По словам заместителя председателя Контрольно-счетной палаты (КСП) Германа Шаляпина, еще на стадии принятия бюджета Петербурга комитету финансов было указано на то, что сумма, запланированная на оплату услуг монополистов, занижена и денег у города не хватит. Однако к этому замечанию никто не прислушался. В результате 141,8 млн руб., предусмотренных на энергетический комплекс на весь 2002 год, хватило только на оплату услуг "Ленэнерго" за 1 месяц -- январь. Теперь администрация изыскивает резервы для оплаты услуг монополистам. Также, по словам Германа Шаляпина, администрация собралась воспользоваться своим правом в привлечении заемных средств в сумме $120 млн. "Сейчас мы готовим заключение на предложение администрации по изменениям в бюджет, -- говорит Герман Шаляпин, -- и пока мы не поняли, зачем Петербургу нужно влезать в новые долги и затем выплачивать еще и огромные проценты. Никаких расчетных обоснований Комитет финансов нам не предоставил. Единственное, чем козыряют чиновники, что кредитный рейтинг Петербурга растет, но какой кредитор не будет поднимать рейтинг города или страны, который охотно занимает у него средства. Вспомним, что такой же растущий рейтинг был у Бразилии. Однако это вовсе не значит, что Бразилия от этого стала лучше жить".<BR>По словам председателя КСП Дмитрия Буренина, практика такова, что администрация Петербурга позволяет себе расходовать бюджетные средства по своему усмотрению, в том числе перераспределяя средства с одних бюджетных статей на другие, не утруждая себя объяснениями в необходимости подобных действий. "Я считаю просто вопиющим фактом, что администрация не финансирует социально значимые статьи. В частности, 60 тыс. руб. было снято со статьи закупки светильников для школ и перекинуто на строительство домов. Не в полном объеме профинансировано приобретение лекарственных препаратов для льготных категорий граждан. Также администрация позволяет себе тратить бюджетные деньги на программу по реконструкции домов первых серий, которая не была утверждена Законодательным собранием Петербурга и, следовательно, не имеет права на бюджетное финансирование".<BR>Помимо того, по словам Дмитрия Буренина, несмотря на все претензии к расходованию бюджетных средств, скорее всего, депутаты безоговорочно примут "подправленный" бюджет. Это связано с тем, что за счет "профицитного" миллиарда депутатам будет увеличен их резервный фонд (так называемая коллективная поправка), от чего парламентарии вряд ли смогут отказаться накануне собственных выборов.<BR>Представители Комитета финансов администрации Петербурга пообещали дать свои комментарии в самое ближайшее время.<BR>