Система зажигания получила обратную связь

Фирмы сегодня не спешат взяться за внедрение и продвижение на рынок инновационной продукции. Но есть и исключения.

<BR><BR>Фирмы сегодня не спешат взяться за внедрение и продвижение на рынок инновационной продукции. Но есть и исключения.<BR>Несколько лет назад фирма ООО "Виктория" взялась за новое для себя дело -- внедрение электронной системы зажигания, основанной на перспективном отечественном изобретении. На данном этапе она предназначена для замены механических систем зажигания в серийно выпускаемых автомобилях и мотоциклах с карбюраторными четырехтактными двигателями всех моделей.<BR><BR><B>Влез в чужой огород</B><BR>Инженер Глеб Михайлов -- изобретатель со стажем. На его счету более 70 изобретений в области систем автоматического управления. Идея изменить систему зажигания возникла у него лет 7 назад, когда он, став автомобилистом, впервые открыл крышку трамблера своей "Нивы". "Вид пружинок, грузиков и пригорелых контактов в устройстве, призванном регулировать процессы, измеряемые сотыми долями секунды, просто заставил меня взяться за реконструкцию системы зажигания. Посмотрел западную электронную систему, но тоже остался недоволен: это же вчерашний день!<BR>Принципы, положенные в основу цифровых систем управления двигателями внутреннего сгорания (ДВС), основаны на усредненных параметрах. Это определяется как несовершенством измерительных датчиков положения и скорости коленчатого вала, так и определенными традициями разработчиков подобных систем управления ДВС.<BR>"Современные методы управления быстрыми процессами не нашли еще применения в ДВС", -- говорит Глеб Михайлов, один из авторов изобретения, ныне -- главный конструктор ООО "Виктория". Он решил использовать собственный опыт по разработке систем, управляющих движущимися объектами. Такие системы используются в космических кораблях, следящих системах за пролетающими целями, роботах-манипуляторах, выполняющих сложные операции, и т.д. Так появилось на свет его очередное изобретение -- адаптивная система зажигания Михайлова.<BR><BR><B>Погнались за зайцами</B><BR><B>"Выживут только те двигатели внутрен</B><BR>него сгорания, которые дают минимальные выбросы вредных веществ", -- считает изобретатель. Ему удалось решить две противоречивые проблемы: во-первых, снизить удельное потребление топлива отечественных карбюраторных ДВС на 13%, в том числе и на низкооктановом бензине А76; во-вторых, снизить массовые выбросы в 2-3 раза по основным показателям.<BR>Суть новинки в том, что изобретатели заложили в устройство систему обратной связи, которая работает практически мгновенно. Система зажигания имеет столь высокую чувствительность и быстродействие, что позволяет определять состав бензиново-воздушной смеси в каждом цилиндре на этапе сжатия и произвести корректировку угла опережения зажигания в цилиндре, в котором должен произойти рабочий ход.<BR>В результате бензин в двигателе сгорает более полно, вредных выбросов в 2-3 раза меньше по массе, чем у современных двигателей, мощность ДВС увеличивается на 12%, а удельный расход бензина снижается. Но изобрести -- полдела, не менее сложно довести новшество до внедрения.<BR><BR><B>Показать товар лицом</B><BR>"Я чувствовал, что изобретение очень перспективно, -- говорит Михайлов. -- Ведь в России выпущено более 29 млн автомобилей на карбюраторных двигателях. Огромный рынок сбыта. Автомобили иностранного производства, которые ввезены в Россию (Ford, Opel, VW, AUDI и др.), также работают после установки такой системы более экономично".<BR>Глеб Михайлов активно участвовал в выставках, представляя свою новинку. "Фирма "Виктория" обратила на нас внимание именно на выставках, но убедить директора взяться за новое для него направление было довольно сложно, переговоры шли долго. В это время фирма занималась посредническими операциями. Руководитель фирмы после длительных испытаний адаптивной системы зажигания на своей служебной машине заключил с авторами лицензионный договор и начал финансирование разработки для отечественного рынка.<BR>"Именно возможность испытать новинку на своей машине и убедила меня, -- говорит генеральный директор ООО "Виктория" Игорь Заборщиков. -- Например, моя машина "ВАЗ-2108" прошла более 70.000 км на бензине с октановым числом А76, причем машина стала более динамичной, а экономия на топливе за данный период составила около 12.000 рублей. Бензин дорожает, и такая экономия существенна. Посмотрели рынок сбыта, затраты и решились на внедрение".<BR><BR><B>Поматросили</B><BR><B>и не бросили</B><BR>Фирма взяла на себя материальные затраты, изобретатели -- техническую часть. Между фирмой и двумя изобретателями системы было заключено лицензионное соглашение. В фирме работают четыре человека. Комплектующие для изделия производят на нескольких производственных площадках: "электронные мозги" делают на авиационном заводе в Рыбинске, катушки зажигания -- в Москве и Уфе. "Мы готовы производить до 5 тысяч штук в месяц", -- говорит Игорь Заборщиков. Сбывают продукцию в 65 регионах. Недавно фирма начала продажи через Интернет-магазин.<BR>"Продвижение новой продукции всегда связано с риском. Здесь нередко работает принцип "один мужик сказал". Кто-то поставит новинку, покатается и, если доволен, рассказывает друзьям-водителям", -- говорит Игорь Заборщиков.<BR>Изобретатели считают, что в России пока не сложилась ситуация, когда фирмы будет рыскать в поисках изобретений. "Внедрение инноваций по-прежнему не поощряется на государственном уровне, -- говорит Глеб Михайлов. -- В развитых странах фирма, выводящая на рынок инновационный продукт, имеет значительные льготы в налогах в течение нескольких лет. А у нас налоги такие же, как и у фирм, занимающихся спиртом или табаком. Это не способствует инновационной активности".