Петербургским менеджерам грозит самоедство

Пока мало кто задумывается, насколько увеличивается прибыль конкурента, когда сотрудники "Кока-Колы" пьют "Пепси-Колу", а "Дарьи" поглощают котлеты "Равиоли", и наоборот.

<BR><BR>Пока мало кто задумывается, насколько увеличивается прибыль конкурента, когда сотрудники "Кока-Колы" пьют "Пепси-Колу", а "Дарьи" поглощают котлеты "Равиоли", и наоборот.<BR>На одной конференции, организованной компанией Boyden International, экс-генеральный директор компании "Кока-Кола Боттлерс Евразия" Гарри Вильсон вспоминал о том, как в одном из офисов "Кока-Колы" СНГ он услышал от одного из "топов", как тот мечтает на обед отведать "пепси". На этом примере Вильсон журил российских менеджеров за отсутствие корпоративности и экономическую поддержку конкурентов.<BR><BR><B>Еда украдкой</B><BR><B>С одной стороны, менеджер, поедающий продукт конкурента, производит впечатление человека, который слишком много знает о</B><BR>содержимом своего продукта. С другой стороны, избыток корпоративности может вызывать у менеджеров не менее негативные реакции: если человека какое-то время кормить или поить одним продуктом (или группой продуктов), наступает как минимум пресыщение. С третьей -- сотрудники имеют потребность подворовывать, и разрешение безвозмездно использовать свой продукт может помочь преодолеть искушение. К примеру, это стало одним из поводов ввести в концерне "Равиоли" 6 лет назад еженедельные пайки (около 2 кг). И сегодня председатель совета директоров "Равиоли" Дмитрий Слесарев надеется, что данная мера приносит свои плоды. "Сотруднику хочется съесть то, что он делает. Психологически это очень объяснимо", -- считает он.<BR><BR><B>Простота хуже воровства</B><BR>Между тем специфика российского менеджмента связана с тем, что управленцы или собственники, работающие в компании, зачастую считают, что произведенный продукт или сырье можно использовать для собственных нужд, внося только поправки в себестоимость -- независимо от ситуации на рынке.<BR>Некоторые руководители считают, что "натуральное хозяйство" может казаться "скрытой зарплатой" и вызывать неудовольствие сотрудников. Но существует и другая крайность. Например, в одной широко известной в городе торговой сети, специализирующейся на недорогих продуктах, замечена порочная практика: продавцов заставляют покупать непроданные просроченные продукты.<BR><BR><B>Товар лицом</B><BR>Так или иначе, но в международных корпорациях принято потчевать своих менеджеров собственной продукцией. Например, в "Кока-Кола" напитки находятся в свободном доступе. Компания "Филип Моррис" всем сотрудникам ежемесячно выдает по два блока сигарет фабрики: если менеджер не курит, он может, например, подарить свою "порцию" знакомым, то есть в любом случае сделать промоушн собственной компании. Тем не менее политики слежения за тем, какую именно марку курят сотрудники, в компании нет. В компании JTI похожая точка зрения: несмотря на то что, как стало известно "ДП", некоторые представители данной компании курят сигареты конкурентов, замечания по данному поводу носят дипломатический, но не административный характер. Правда, в JTI есть существенное отличие: сигареты для сотрудников не бесплатны -- у персонала есть возможность все купить в фабричном магазине по общегородским ценам.<BR>"К личному автотранспорту сотрудников никаких требований нет. Но менеджеры, которые представляют интересы компании, безусловно, должны использовать служебные машины, то есть "Форд", -- рассказывает о корпоративных тонкостях Екатерина Кулиненко, координатор по связям с общественностью ЗАО "Форд Мотор Компани".<BR><BR><B>Есть или не есть</B><BR>Несмотря на то что в компаниях чужие марки принято употреблять только в целях дегустации в узком кругу, Наталья Федорова, начальник отдела маркетинга Кондитерской фабрики им. Крупской, считает, что изучение вкусов всех сотрудников дало бы свой маркетинговый эффект. "Это было бы очень любопытно, нужно попробовать, -- рассуждает Наталья Федорова. -- Если выяснится, что сотрудники употребляют те продукты, которые технологически у нас не выпускают, их следовало бы, наверное, внедрить, а если конкурентные -- это также дало бы почву для размышлений. Конечно, я не думаю, что хороший сотрудник будет плохо продавать продукт, который ему не нравится, но любимая марка явно добавила бы энтузиазма".<BR>"Каждый год мы "прогоняем" на предприятии различные варианты новых продуктов сначала на своих сотрудниках, которые являются своего рода фокус-группой, а затем уже делаем исследование, -- объясняет Дмитрий Слесарев. -- Но вообще, мне кажется, что, если менеджеры компании не употребляют собственные продукты, предприятие пора закрывать".<BR>