Экономическая выгода сильнее льгот и штрафов

Здравый смысл и уже осуществленный опыт перевода промышленных предприятий показывают, что ни карательные меры, ни льготы не множат ряды желающих перевеcти свои производства из центра на окраины.

<BR><BR>Здравый смысл и уже осуществленный опыт перевода промышленных предприятий показывают, что ни карательные меры, ни льготы не множат ряды желающих перевеcти свои производства из центра на окраины.<BR>Впервые о переносе промпредприятий заговорили в 1960-е годы. Затем в 1984-1985 годах был разработан генеральный план развития Ленинграда, по которому на городских окраинах создавалось 30 промышленных площадок, специализирующихся по роду деятельности (пищевая, химическая и т.д). Особо крупные заводы должны были переехать в Ленинградскую область: Кировский завод -- в Тихвин, судостроительные предприятия -- в Выборгский район. Однако генплан был реализован лишь частично, новые промзоны остались недозаполненными. Наиболее пригодной для размещения новых предприятий считается промплощадка на Ржевке.<BR>Новейшая история борьбы с предприятиями в центре Петербурга начинается с 1998 года. Инициатором этой борьбы был тогдашний председатель Комитета по промышленной политике Илья Клебанов. Предприятиям, которые готовы были отдать городу неиспользуемые территории, тогда тоже обещали льготы и всевозможные послабления. Правда, карательными мерами не грозили. Успеха достигнуто не было.<BR>Опыт показывает, что единственное, чем руководствуются директора компаний при решении о выводе своих предприятий из центра, -- экономическая целесообразность. Если есть фирма, которая готова предложить за землю более или менее приличные деньги, территория вмиг "уходит". Чиновники и сами признают, что все предыдущие удачные примеры вывода предприятий из центра города обходились без участия администрации города, в лучшем случае она не мешала процессу. Тот же опыт показывает, что интерес к предприятиям у девелоперов и частных застройщиков, желающих перепрофилировать территорию, возникает, как только в том или ином месте налаживается инфраструктура -- как транспортная, так и инженерная. Именно труднодоступность для транспорта и слабая оснащенность территорий сетями, по которым поступают тепло, электричество и вода, делают промзоны малоинтересными для развития. Именно на этом направлении, как уже несколько лет твердят специалисты, стоит сосредоточить свои усилия городским чиновникам. Однако пока создавать концепции и писать новые правила для представителей администрации города предпочтительнее.<BR><B>Справка</B><BR>По данным КЭРППиТ, в настоящее время из 5,8 тыс. га исторического центра Петербурга 2,4 тыс. га занимают промышленные и нежилые объекты. Они расположены в основном вдоль набережных и в пределах "первого промышленного пояса" вдоль Обводного канала, на Васильевском острове и по проспекту Стачек.