00:0027 мая 200200:00
9просмотров
00:0027 мая 2002
Присоединение России к ВТО, может быть, и не похоронит окончательно отечественный рынок телекоммуникационных услуг, но уж точно надолго замедлит его развитие.
<BR><BR>Присоединение России к ВТО, может быть, и не похоронит окончательно отечественный рынок телекоммуникационных услуг, но уж точно надолго замедлит его развитие.<BR>В одном медицинском анекдоте больной спрашивает врача: "Скажите, доктор, я не умру?" "Умереть не умрете, -- отвечает тот, -- но чахнуть будете". Примерно в таком же положении находится рынок телекоммуникационных услуг России накануне вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).<BR>Опрошенные "ДП" эксперты, близкие к Министерству РФ по связи и информатизации, как один отказываются авторизовать свои комментарии. Рынок телекоммуникационных услуг является одним из самых проблемных, и лишняя реклама никому не нужна.<BR><BR><B>Флюгер связи</B><BR>Позиция министра связи и информатизации Леонида Реймана менялась кардинально в течение 24 часов. Так, 18 сентября 2001 года агентство "Интерфакс" опубликовало заявление министра о том, что "для рынка телекоммуникационных услуг в РФ присоединение к ВТО не полезно, а даже вредно". Аргументация сводилась к тому, что нашим телекоммуникационным операторам "необходимо дать окрепнуть".<BR>На следующий день Леонид Рейман заявил "Интерфаксу" совершенно иное. Участие в таких организациях, как ВТО, сказал он, является "одним из наиболее эффективных направлений интеграции России в мировую экономическую систему", и отечественным телекоммуникационным фирмам необходимо подготовиться к переменам. "Мы не хотим ограничивать участие иностранных фирм в работе на рынке в РФ", -- заявил Леонид Рейман.<BR>"Не думаю, что с вступлением России в ВТО на наш рынок ринутся западные компании, -- заявил "ДП" один из экспертов, близкий к министру связи и информатизации, -- однако сдерживание натиска конкурентов может привести к такому напряжению сил и средств отечественных компаний, что отрасль будет развиваться значительно дольше, чем она развивалась без вступления России в ВТО".<BR>Западные конкуренты российских компаний, получив доступ на российский рынок, могут предоставить существенно более низкие тарифы на междугородную и международную связь, чем существуют сейчас. ОАО "Ростелеком", пропускающее около 70% всего междугородного и международного трафика РФ, не может быстро снизить свои тарифы, так как за счет высоких междугородных и международных тарифов субсидируется местная телефонная связь.<BR>Не до конца ясен вопрос с лицензированием. Сейчас право предоставлять телекоммуникационные услуги имеют лишь российские юридические лица. Будет ли изменено российское законодательство в этой части в связи с вступлением России в ВТО, непонятно.<BR><BR><B>Без барьеров</B><BR>Российские предложения по телекоммуникационным услугам, переданные в ВТО, входят в пакет по обязательствам в сфере услуг. Предложения носят ограниченный характер как с точки зрения охвата, так и по содержанию.<BR>Допускается доступ без ограничений на рынок услуг телексной связи, телеграфных услуг, услуг факсимильной связи. Несмотря на то что в Российской Федерации отсутствуют законодательно установленные ограничения по доступу на рынок в сфере услуг с добавленной стоимостью, эти сектора услуг не содержатся в российском перечне. По определению ВТО, к услугам с добавленной стоимостью относятся услуги связи, при осуществлении которой поставщик "добавляет стоимость" к информации, предоставляемой клиентом, путем увеличения ее формы или содержания или путем обеспечения ее поиска и хранения. К услугам с добавленной стоимостью относятся, в частности, услуги электронной почты, услуги речевой почты, доступ к базам данных и поиск информации в компьютерных сетях в режиме реального времени (например Интернет), электронный обмен данными, преобразование кодов и протоколов, обработка информации или данных в режиме реального времени, включая обработку транзакций.<BR><BR><B>За шлагбаумом</B><BR>Среди услуг, охваченных под рубрикой "прочие", в перечне представлены только услуги подвижной радиосвязи в части сотовых радиально-зоновых и радиальных сетей. В отношении остальных видов услуг зафиксирована возможность ограничивать иностранное участие на российском рынке. В частности, иностранное участие в капитале российских телекоммуникационных компаний ограничено 25 и 49% (в зависимости от того, используется ли собственное оборудование -- 49% или арендованное -- 25%). При этом участие иностранных граждан в коллегиальном исполнительном органе телекоммуникационной компании ограничено 20%. Иностранный гражданин не может возглавлять единоличный исполнительный орган. Доля иностранного эксплуатационно-технического персонала ограничена 20%.<BR>В перечне также содержится положение об исключительных правах ОАО "Ростелеком" по пропуску междугородного и международного трафика до 2010<BR>года. В настоящее время в России уже существуют другие компании (например, "Транстелеком", "Газтелеком" и оператор РАО "ЕЭС России"), практически осуществляющие функции по пропуску междугородного трафика.<BR>Действующим законодательством РФ указанные ограничения не предусмотрены. Доступ иностранных поставщиков на российский рынок осуществляется свободно. Поэтому членами ВТО, особенно теми из них, чьи поставщики активно представлены на российском рынке телекоммуникационных услуг, фиксация Россией таких ограничений воспринимается как потенциальная угроза ухудшения условий доступа на рынок и, соответственно, инвестиционного климата в этой сфере.<BR>Пока предложения России в ходе переговоров не предусматривали открытия рынка дальней связи для иностранцев и разрушения монополии "Ростелекома". Хотя западные компании высказывали заинтересованность во вхождении в российский рынок телекоммуникаций, в нынешнем виде российские предложения подразумевают 10-летний переходный период, в течение которого иностранцы не будут допущены на рынок дальней связи.