Как потратить деньги на взятки?

Диагностика российской коррупции: социологический анализ

<BR><BR><B>Диагностика российской коррупции: социологический анализ</B><BR>Социологический фонд "ИНДЕМ" провел исследование структуры коррупции в России.<BR>Исследование проведено на основе глубинных экспертных интервью и двух социологических опросов на репрезентативных российских выборках граждан и предпринимателей.<BR><BR><B>Основные результаты</B><BR>Основная мысль, проходящая через все оценки экспертов: коррупция в советское время была всеобъемлющей системой, и в этом смысле корни нынешней коррупции были заложены уже тогда, так же как традиции мздоимства и лихоимства пришли из докоммунистического времени.<BR><BR><B>Практика бытовой</B><BR><B>коррупции</B><BR>Интенсивность бытовой коррупции на протяжении последних 2-3 лет как минимум не уменьшается. В коррупцию вовлечено, по собственному признанию респондентов, не менее половины активного населения России. Более 75% граждан, вспоминая о последней коррупционной ситуации, в которую они попадали, признавали, что воспользовались представившейся возможностью.<BR>Общие годовые затраты на взятки граждан России на всех рынках бытовой коррупции составляют $2796 млн. Эта оценка является минимальной, заведомо заниженной.<BR>Специально изучались два наиболее важных рынка государственных услуг -- здравоохранение и образование. Главные выводы состоят в следующем. В среднем обязательном образовании коррупция приводит к дискриминации населения по признакам дохода и места жительства в отношении возможности получения качественных услуг или повышения качества этих услуг. Более тяжелая ситуация сложилась в высшем образовании:<BR>-- 46,1% поступали сами по себе, без всякой помощи;<BR>-- 30,0% прибегали к услугам репетиторов или платных курсов подготовки;<BR>-- 13,3% прибегали к вознаграждению преподавателей, работников вуза для облегчения сдачи экзаменов;<BR>-- 10,6% -- была идея поступать в вуз, но пришлось отказаться из-за отсутствия необходимых средств.<BR>За последние годы репетиторство превратилось в завуалированную оплату поступления в вуз с бесплатным образованием. <BR>Поэтому есть основания утверждать, что не менее 20% абитуриентов становятся студентами за взятку. Интересно, что жители небольших населенных пунктов вынуждены чаще прибегать к взяткам, чтобы компенсировать упомянутое выше вытеснение из сферы качественных услуг по получению общего обязательного образования.<BR>Важно, что 11% граждан просто отказываются от идеи поступления в вуз. Причем эта форма вытеснения тем больше, чем ниже доход семьи.<BR>Сейчас пребывание в вузе влияет на изменение отношения к коррупции, оно становится более прагматичным, коррупция становится естественным инструментом решения проблем.<BR>Молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, с самого начала сталкиваются с коррупцией, привыкают с ее помощью решать свои проблемы, преодолевать препятствия, начинают считать ее естественной частью социальной среды.<BR>Законы отбора в такой среде приводят к тому, что именно прибегающие к коррупции легче достигают тактических успехов, которые в молодом возрасте легко принимаются за стратегические. В конечном итоге социальная группа, из которой будут рекрутироваться политические, экономические, военные, культурные и иные элиты, становится разносчиком и мультипликатором коррупции, укореняя ее и умножая ее негативные последствия.<BR>Еще тяжелее ситуация с медицинским обеспечением. Из 46% респондентов, указавших, что пользуются услугами обычных поликлиник, 34% сталкивались с ситуацией необходимости дополнительных неформальных выплат в тех случаях, когда имеется дефицит этих услуг или когда эти услуги очень низкого качества.<BR>Из этого числа несколько менее половины прибегают к неформальным выплатам, а остальные либо обходятся тем, что есть (7% от всей выборки), либо переключаются на самолечение (12% от всей выборки). В пересчете на взрослое население страны последние 12% -- это минимум 12 млн граждан, вытесняемых из сферы бесплатного амбулаторного медицинского обслуживания.<BR><BR><B>Практика деловой</B><BR><B>коррупции</B><BR>Общая оценка суммы, выплачиваемой в течение года предпринимателями чиновникам, определялась интервалом возможных минимальных оценок, середина которого -- $33,5 млрд. Это лишь немного меньше размера доходной части бюджета 2001 года. Фактически этот результат свидетельствует о реальном удвоении (как минимум) налогового бремени, которое несет предпринимательство, о существовании альтернативной теневой системы налогообложения.<BR>Подсчеты распределения коррупционных потоков по разным уровням власти дали следующий результат. Здесь лидирует муниципальный уровень, держащий три четверти рынка коррупционных услуг. За ним, занимая 20% рынка, идет региональный уровень. Замыкает "призовую тройку" федеральная власть (5% рынка). Еще более резкое расслоение наблюдается между ветвями власти.<BR>Здесь практически монопольно царит исполнительная власть. На ее долю приходится 98,97% от общего объема рынка коррупционных услуг.<BR>Оставшиеся крохи делят две другие ветви власти в следующем соотношении: судебная власть -- 0,86%, законодательная власть -- 0,17%.<BR><BR><B>По материалам</B><BR>Социологического фонда "ИНДЕМ"