В Черной речке выловили рыбку

Казалось бы, все уже сказано и про бесхарактерного старика, и про бабулю с чрезмерными амбициями, но, как у всякого мифа, варианты не иссякают. Жизнь подбрасывает сюжеты, которые перекликаются с аллегорией, изложенной когда-то незабвенной Ариной Родионовн

<BR><BR>Казалось бы, все уже сказано и про бесхарактерного старика, и про бабулю с чрезмерными амбициями, но, как у всякого мифа, варианты не иссякают. Жизнь подбрасывает сюжеты, которые перекликаются с аллегорией, изложенной когда-то незабвенной Ариной Родионовной в назидание своему резвому кудрявому воспитаннику. В XX веке мораль сказки приняла более грубые очертания, вроде поговорки "Жадность фраера сгубила".<BR>Современный вариант истории всплыл нежданно-негаданно в пьесе молодого эстонского драматурга Яана Тятте "Пересечение с главной дорогой". В наш город пьесу привез несколько лет назад художественный руководитель Вильяндисского театра "Угала" Яак Аллик, первым поставивший спектакль у себя в эстонской глубинке. А пока пьесу переводили на русский язык, она широко и с успехом пошла в театрах Латвии, Швеции и Финляндии.<BR><BR><B>Мышеловка в лесу</B><BR>На первый взгляд, ничего особенного в пьесе нет. Простая история, которую трое актеров могут сыграть и как чисто бытовую, и с обобщениями. В петербургском Молодежном театре "За Черной речкой" выбрали второй путь, обнаружив в незамысловатом сюжете немало подтекстов. Рассказ о том, как молодая пара заблудилась в лесу и случайно зашла в домик, где живет загадочный обладатель несметных сокровищ, в театре назвали "Осторожно, золотая рыбка!" Это название показалось художественному руководителю театра и постановщику спектакля Олегу Мендельсону не только более кассовым, но и вполне отвечающим смыслу пьесы. Прямого назидания спектакль вроде бы не содержит, но пищу для размышлений дает. И над известной всем формулой "бесплатный сыр бывает только в мышеловке", и над более тонкими и глубокими вещами.<BR>С виду Освальд, проживающий в домике близ пересечения с главной дорогой, немолод, невзрачен и ничем для молодых людей, к нему забредших, не привлекателен. Полосатая тельняшка, длинный не по росту свитер, рыбацкие сапоги... Постановщик не настаивает на том, что действие происходит в Эстонии, однако Ефим Каменецкий в этой роли более всего похож на типичного эстонца. Что-то есть в его герое от молчаливых, себе на уме, рассудительных "горячих парней". Незваных гостей он встречает неприветливо. Казалось бы, все, что им нужно, -- укрыться от непогоды и переночевать. Почему бы не помочь влюбленным? Но амбиции хозяина сторожки оказываются гораздо выше. Похоже, он знает наперед, что случится с ними всеми. И противится фатальности.<BR>Бытовая история довольно скоро кренится в сторону детектива. Вместо старичка-простачка вдруг возникает искуситель: он предлагает Лауре остаться, а Рональду -- уйти... Назначая кругленькую сумму в качестве отступного. Постепенно выясняется, что в доме хранится целое состояние -- по словам мужичка, деньги он получил от золотой рыбки.<BR>Чего только не испытают герои спектакля за одну ночь. Надежды сменяются разочарованиями, любовь -- предательством... В какой-то момент герои чуть не совершают убийство. Однако автор не стремится к криминальному жанру. Острые сюжетные ходы оказываются такой же обманкой, как и блеск мифического золота.<BR><BR>Чего ж тебе надобно, старче?<BR>Спектакль играется в маленьком зале -- в соответствии с нынешней модой -- мест этак на 70. И зрители сидят буквально на носу у актеров. В такой обстановке у артистов нет иного выхода, как играть с максимальной правдивостью. Что они, собственно, и делают. Благо компания подобралась замечательная: Татьяна Воротникова и Роман Приходько лет десять назад закончили Академию театрального искусства, как раз тот курс, на котором преподавал Ефим Каменецкий. С тех пор они продолжают учиться у своего любимого мастера. А он не устает давать им уроки.<BR>Вот и здесь постепенно выясняется, что хозяин задает гостям отнюдь не случайные вопросы. Речь идет о главных в их жизни желаниях. Чего же хотят современные молодые люди? Ради чего готовы прозакладывать душу дьяволу? Любви? Богатства? Власти? За этим торгом высвечиваются проблемы, касающиеся каждого из сидящих в зале.<BR>Герои спектакля испытания не выдерживают: оба готовы продаться за пару пачек долларов. Но важнее, что и желаний-то у них толком нет. Полет фантазии -- метр от пола. Как ни пытается расшевелить их воображение Освальд, ничего не получается. Дальше крутой тачки или заграничной поездки мечты Лауры и Рональда не простираются. И когда в финале остаются они, как и полагается, у разбитого корыта, то в какой-то мере даже вздыхают с облегчением: слава Богу, не надо напрягаться и лезть вон из кожи, чтобы выдумать что-то особенное.<BR>Освальд, похоже, не слишком горюет, оставшись без денег и без "девушки своей мечты", которую, было, обрел в лице Лауры. Бытовая история обернулась притчей, а герой превратился в мудрого волшебника из сказки, который пытался устроить для случайно посетивших его молодых людей "обыкновенное чудо", но они, что называется, не потянули. Астенический синдром нового поколения? Может быть... Освальд разочарован. Он знает, что никакие чары не помогут, если ты сам не захочешь чего-нибудь этакого -- прыгнуть выше головы или сорвать цветок с края пропасти. И от твоего выбора зависит, будешь ли ты плутать по проселкам и лесным тропинкам или вывернешь наконец на торный путь, где просторно, свободно и легко дышится. Лауре и Рональду не удалось выбраться на highway, они так и остались, как сказал еще Данте, "в сумрачном лесу".<BR>Чтобы не кончать на столь мрачной ноте, могу заметить, что театр "За Черной речкой", случись ему вытащить невод с золотой рыбкой, не промахнется в своих желаниях. При значительном и разнообразном репертуаре, в который вместились и "Капитанская дочка", и "Над пропастью во ржи", и детские музыкальные спектакли, которые Олег Мендельсон сочиняет, как правило, в соавторстве с Александром Иовлевым, театр полон творческих идей. Единственное, чего не надо просить у рыбки, -- зрителей. Здесь и без того всегда аншлаг.<BR>