Ядерный мусор притягивает промышленность

Рынок спецоборудования для обращения с радиоактивными отходами в России начал формироваться относительно недавно.

<BR><BR>Рынок спецоборудования для обращения с радиоактивными отходами в России начал формироваться относительно недавно.<BR>До 1990-х годов "ядерной темой" занимались исключительно государственные организации. Десятилетие спустя, особенно после того, как Министерство обороны приступило к сокращению стратегических вооружений, стало понятно, что речь идет о заказах ценой в миллионы долларов, и промышленные предприятия начали активно "столбить" рынок.<BR>Чем опаснее радиоактивные материалы, тем дороже стоит оборудование для работы с ними. Поэтому одним из самых "лакомых" заказов для предприятий Северо-Запада стало изготовление контейнеров для перевозки и хранения облученного ядерного топлива (ОЯТ).<BR>Министерству обороны РФ, которое в 1998 году (Постановление Правительства РФ №518) обязали ускорить утилизацию атомных подводных лодок и надводных кораблей, потребовался сравнительно дешевый новый тип контейнера -- двухцелевой, который мог бы использоваться и в качестве транспортного, и в качестве микрохранилища ОЯТ.<BR>По заказу Минатома МКЦ "Нуклид", ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей", конструкторское бюро ОАО "Ижорские заводы" и ряд научно-исследовательских институтов разработали контейнер ТУК МБК-ВМФ (по конструкторской классификации ТУК-108/1). Основой для него стал не доведенный в свое время до реализации проект композитного (металло-бетонного) контейнера для ОЯТ реакторов ЛАЭС.<BR>Средства на разработку были выделены из федерального бюджета президентской программы "Комплексная утилизация атомных подлодок и кораблей, выводимых из состава ВМФ, и судов с ядерными энергетическими установками Минтранса РФ", специальной программы Минатома РФ и международной программы AMEC.<BR>В 2000 году на Ижорских заводах было развернуто производство ТУК МБК-ВМФ, однако предприятие смогло выпустить лишь 48 контейнеров стоимостью $140 тыс. каждый. (При объявленной потребности Минатома в 180-220 штук общей стоимостью $25 млн.) Серийное производство контейнеров оплачивается из другой международной программы, CTR, и ее американские участники настояли на размещении заказов по тендеру.<BR>В начале 2001 года тендер на изготовление 25 контейнеров стоимостью $3,5 млн выиграло ФГУП "Севмашпредприятие" (Архангельская область), предложившее более выгодные условия выполнения контракта.<BR>В частности, северяне предложили перечислять на специальный счет по утилизации подводных лодок в Министерство финансов РФ по $7-7,5 тыс. с каждого изготовленного контейнера для обеспечения социальной поддержки региона, где будут храниться эти контейнеры с ОЯТ.<BR>Такое решение вызвало понятную досаду у остальных претендентов. В частности, на ЗАО "Петрозаводскмаш" считают, что их вариант контейнера гораздо перспективней "ижорского".<BR>