В Бору больше не роют ям

Полигон "Красный Бор", по оценкам ЮНЕСКО, наряду с Чернобыльской АЭС входит в число наиболее опасных предприятий на территории СНГ.

<BR><BR>Полигон "Красный Бор", по оценкам ЮНЕСКО, наряду с Чернобыльской АЭС входит в число наиболее опасных предприятий на территории СНГ.<BR><BR>В течение 30 лет высокотоксичные отходы здесь хоронили, сейчас идет строительство завода по их переработке. Впрочем, споров о безопасности нового производства и проблем, связанных с токсичными отходами в Петербурге, становится не меньше.<BR>Чем ближе подъезжаешь к полигону, тем сильнее ударяет в нос особый "химический" аромат. Наконец взору предстает безжизненный пейзаж: аккуратно очерченные прямоугольники отблескивают тускло-грязной жижей, в которой плавают сотни ржавых бочек, промасленных канистр и прочий мусор. "Здесь птицы не поют", но деревья еще растут, хотя в окрестных лесах встречаются сосны с раздвоенными или высохшими вершинами, что свидетельствует об экологическом неблагополучии.<BR>Появлению полигона на своей территории Тосненский район обязан залегающим здесь пластам синих кембрийских глин большой мощности. Считается, что эти глины являются водоупорами. Поэтому была надежда на то, что котлованы (на профессиональном жаргоне -- карты), которые создали для слива высокотоксичных отходов, а в частности, отходов ракетного производства, будут надежным местом захоронения. Сейчас ученые указывают на то, что токсичные вещества в небольших количествах стали распространяться в окружающее пространство, попадать в реки и на окрестные поля.<BR><BR><B>Отходная технология</B><BR>На территории полигона уже нет места, где можно было бы организовывать новые котлованы. Сейчас на предприятии действует шесть котлованов, а 68 -- закрыто. Средняя их глубина составляет 5-6 метров, максимальная -- 12 метров.<BR>Все отходы, поступающие на предприятие, делятся на несколько групп: жидкие органические отходы (например, нефтепродукты, отходы лакокрасочной и фармацевтической промышленности), отходы гальванических производств и так называемые твердые отходы, которыми засыпаются подлежащие закрытию котлованы.<BR>Больше всего хлопот с жидкими органическими отходами. Их приходится разделять на несколько слоев, один из которых затем сжигается в установках термического обезвреживания. Вокруг этих установок в свое время было много споров об их безопасности. Тем не менее последние данные ученых говорят о том, что существенной угрозы они не представляют. По словам Вениамина Худолея, директора Центра независимой экологической экспертизы РАН, технология, применяемая на полигоне, не относится к наиболее диоксиноопасной.<BR><BR><B>Порядок</B><BR>За последние 10 лет объемы высокотоксичных отходов, принимаемых полигоном, уменьшились примерно в 10 раз. <BR><BR>Эксперт в области экологии, попросивший не указывать его имени:<BR>"Сейчас значительная часть токсичных жидких отходов сбрасывается нелегально в акваторию Финского залива, а твердые токсичные отходы свозятся на несанкционированные свалки, число которых год от года все увеличивается. И весь парадокс заключается в том, что некоторым руководителям предприятий проще и дешевле вывозить часть отходов налево, к тому же водители, которые согласятся отправить мусор "в лесок" за приличное вознаграждение, всегда найдутся".<BR><BR>Владимир Вовчанов,<BR>генеральный директор ГУПП "Полигон "Красный Бор":<BR>"Проблема заключается в том, что в Петербурге имеют лицензии на вывоз высокотоксичных отходов более 500 частных предприятий. Это в 3 раза больше, чем во всей Европе вместе взятой. К примеру, в Финляндии такими услугами занимаются две фирмы: одна автомобильная, другая железнодорожная. В Швеции -- одна. Больше всего перевозчиков токсичных отходов в Германии -- там в каждой Федеральной земле свой перевозчик. Кстати, в Москве учли европейский опыт, и лицензия на данный вид деятельности есть только у одного предприятия, дотируемого из городского бюджета.<BR>Если бы все петербургские предприятия соблюдали нормы и привозили на полигон хотя бы по одной машине (10 тонн) отходов в месяц, то наш полигон имел бы ежегодно 120 млн рублей. Это больше, чем все источники финансирования вместе взятые.<BR>Собственный автотранспорт полигона снабжен специальным навигационным оборудованием. Таким образом, можно контролировать любую машину в пути, и возможность сбросить груз налево будет исключена. Навигационные приборы необходимо устанавливать на всех машинах -- перевозчиках токсичных отходов, и при лицензировании предприятий-перевозчиков это требование должно быть обязательным. Но пока Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону, который является монополистом в выдаче лицензий, этого не осознал. Сейчас в городе появилось около 40 предприятий, которые имеют такой же статус, как ГУПП "Полигон "Красный Бор", притом утверждается, что их технологии являются безотходными. В большинстве случаев такие предприятия существуют только на бумаге".<BR><BR><B>Новое</B><BR>Сейчас на полигоне запущены два больших проекта. В апреле 2001 года администрация Петербурга и Европейский банк реконструкции и развития подписали кредитное соглашение на сумму в $5,5 млн для финансирования проекта рекультивации полигона токсичных отходов "Красный Бор". Общую стоимость работ специалисты тогда оценили в $10,2 млн. Недостающие деньги предполагалось найти при помощи международных донорских агентств ($4 млн на безвозмездной основе) и администрации города ($700 тысяч из бюджета Петербурга). Но, по словам генерального директора ГУПП "Полигон "Красный Бор" Владимира Вовчанова, эти деньги по факту еще не выделены.<BR>Другой проект -- строительство завода по переработке высокотоксичных отходов -- уже перешел в разряд долгостроя.<BR>Из-за недостаточного финансирования сроки окончания строительства завода переносились уже трижды. Сначала планировалось завершить работы к 1997 году, потом -- к 2001-му, а сейчас -- лишь к 2005 году. В этом году планируется выполнить примерно четверть общего объема работ.<BR>Проект должен финансироваться по следующей схеме: 40% дает федеральный бюджет, 40% -- городской бюджет Петербурга, и 20% -- областной бюджет. За весь период строительства завода область пока не выделила ни копейки. В этом году 50 млн рублей дал город, 38,5 млн рублей -- федеральный бюджет, и 10 млн рублей -- Экологический фонд Петербурга. Кроме того, руководство предприятия надеется на кредиты Европейского банка реконструкции и развития в размере как минимум $1,5 млн, которые, возможно, будут выделены во второй половине текущего года.<BR><BR>Владимир Вовчанов:<BR>"Петербург -- первый город в СНГ, где ведется строительство подобного завода. Здесь использованы технологии, которые будут включать переработку отходов буквально "с колес". И что немаловажно -- будущий завод будет безопасен для окружающей среды. Даже политиканствующие зеленые ратуют за его строительство".<BR><BR>Адам Гликман,<BR>директор НТФ "Геофизпрогноз":<BR>"Мы изучили экологическую обстановку в районе полигона. Исследования, проведенные нами методом спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП), показывают, что осадочные породы и грунт, в том числе и глины, в зонах тектонических нарушений имеют повышенную проницаемость. А именно такие зоны тектонического нарушения и пересекают несколько карт полигона. Наличие тектонических разломов приводит к тому, что содержимое котлованов просачивается на очень большие глубины. И дальнейший путь токсикантов прогнозировать очень трудно. Полученные данные вызвали бурю негодований и у представителей ГГП "Севзапгеология", и у руководства полигона. Тогда были проведены дополнительные исследования с привлечением гидрогеологов, которые изучили грунт, грунтовые воды и нашли в них гептил. Это вещество является основой ракетного топлива. Его особенность заключается в том, что оно не имеет запаха, но оказывает отравляющее воздействие на организм человека. Гептил обнаружили на полях, где растет турнепс, который идет на пищу скоту, ну и так далее, до нашего стола.<BR>Сейчас строится новый завод. Исследования показывают, что и на месте его строительства проходят тектонические нарушения. Поэтому предприятие не следует строить на этом месте ввиду наличия разломов в земной коре. Впоследствии могут произойти серьезные разрушения, вызванные именно этими аномалиями. А на химическом предприятии это чревато непоправимыми последствиями. Кстати, нами был предложен вариант безопасного местоположения завода, где его строительство наиболее безопасно, но всеми нашими материалами пренебрегли..."<BR><B>Справка</B><BR>ГУПП "Полигон "Красный Бор" было создано в 1970 году в Тосненском районе Ленинградской области для захоронения высокотоксичных отходов с промышленных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За время своего существования полигон принял более 1,5 млн м3 отходов. (А.Н.)<BR><BR><B>Синопсис</B><BR>Все, что связано с мусором, как правило, характеризуется совершенно определенным набором эпитетов: грязь, неприятный запах, лица без определенного места жительства и пр.<BR>Петербург исправно производит 5 млн м3 мусора в год -- по пять полных ванн на человека. В индустрии по его переработке и переправке на тот свет (то бишь захоронению) задействованы сотни компаний. Корреспондент "ДП" лично "проинспектировал" три крупнейших местных предприятия, пытаясь выяснить, насколько они соответствуют (или не соответствуют) стандартному мусорному облику.