Внешэкономбанк помогает петь о совести

История создания "Бориса Годунова" сама по себе может служить сюжетом для оперы, ибо в первой ее редакции -- 1869 года она не была принята. Работая над либретто, Мусоргский значительно сузил круг образов и тем пушкинской трагедии. Композитор, увлеченный д

<BR><BR>История создания "Бориса Годунова" сама по себе может служить сюжетом для оперы, ибо в первой ее редакции -- 1869 года она не была принята. Работая над либретто, Мусоргский значительно сузил круг образов и тем пушкинской трагедии. Композитор, увлеченный двумя главными смысловыми линиями хроники -- трагедией царя Бориса и трагедией народа, снял второстепенные мотивы, полностью убрал польскую линию. Осенью 1870 года Мусоргский представил свою оперу в Дирекцию Императорских театров, но новизна и необычность музыки поставили в тупик. Кроме того, автора упрекнули за отсутствие сколько-нибудь значительной женской линии. Композитор начал работу над второй редакцией оперы, которая была завершена к 1874 году и неоднократно ставилась в разных театрах.<BR>Музыкальный руководитель нынешней постановки Мариинского театра Валерий Гергиев и режиссер Виктор Крамер обратились именно к первой редакции оперы. "Спектакль хочет отойти от традиционных постановок, основанных на внешней иконографии Великой Матери Руси, и сконцентрироваться на внутренней психологии главного персонажа, -- говорит Виктор Крамер. -- Даже сегодня никто не знает, был ли Борис действительно виновен в убийстве царевича. Но то, что движет сценой от начала до конца, то, что объединяет в одно большое трагическое действие музыку, образ и слово, -- это болезненное сознание Бориса, совесть, которая гложет изнутри, приводя его к гибели".<BR>Именно тема совести, по мнению режиссера, как никогда важная в мире современных технологий, станет главной темой постановки. Поставить оперу и вопрос ребром позволила спонсорская помощь Внешэкономбанка, а первыми зрителями были итальянцы: в апреле спектакль прошел в Милане. Местная пресса с почтением отозвалась о выступлении баса Ферручио Фурланетто в партии Бориса и солистов Мариинской оперы.<BR>