00:0012 мая 200200:00
6просмотров
00:0012 мая 2002
Случилось так, что в городе, построенном около того исторического места, где Александр Невский одержал свою величайшую победу, не было ни памятника, ни даже памятного знака. Хотя идея установки памятника князю витала в воздухе не одно десятилетие.
<BR><BR>Случилось так, что в городе, построенном около того исторического места, где Александр Невский одержал свою величайшую победу, не было ни памятника, ни даже памятного знака. Хотя идея установки памятника князю витала в воздухе не одно десятилетие.<BR>Еще перед первой мировой войной Историческое общество приняло решение о создании и установке в Петербурге памятника Александру Невскому. Но началась война, а потом революция. Идея возродилась лишь в конце 1980-х годов.<BR><BR><B>Перипетии</B><BR>С точки зрения древнейшей европейской традиции установки конных памятников государям и полководцам на центральных площадях городов Петербург -- идеальное место. Конных памятников государям у нас четыре. Памятник Александру Невскому можно назвать многострадальным за те неприятности и массу склок, которые сопровождали его создание все эти годы. Непосредственная работа над памятником велась почти 4 года. В результате проект то привлекал, то отторгал архитекторов и скульпторов. Победитель конкурса на проект памятника скульптор Валентин Козенюк скончался, не успев воплотить свой замысел. Наследство в виде метровой модели конного монумента досталось ученику -- скульптору Александру Пальмину. Ему выпала довольно сложная задача -- реализовывать чужую мечту и стараться не привносить в проект ничего своего. По признанию Пальмина, на первом этапе работы он только досконально копировал работу Козенюка, стараясь сохранить даже отпечатки пальцев мастера -- во избежание обвинений и слухов. После того как была создана 4-метровая статуя, стало ясно -- ничего не получилось, нужно переделывать. "Памятник искромсали, изрезали, но новый делать не стали", -- вспоминает Игорь Найвальт, председатель совета управляющих ФПГ "Балтийская строительная компания". БСК спонсировала весь проект, затратив на него, по данным "ДП", около $100 тыс.<BR>Но одном из этапов работы в нее включились Альберт Чаркин, ректор Академии художеств, скульптор, и архитектор Владимир Попов, президент Союза архитекторов Петербурга. В итоге планируется, что на табличке, перечисляющей создателей памятника, автором будет назван Валентин Козенюк, а соавторами-исполнителями -- все остальные, по алфавиту.<BR><BR><B>Споры</B><BR>Напряженная ситуация возникла, когда начал решаться вопрос о месте установки памятника. Рассматривалось несколько возможных мест в пределах ансамбля площади: по оси Невского проспекта, по оси надвратной церкви Александро-Невской лавры и вариант, при котором фигура смещена к монастырской ограде в сторону Лаврского переулка.<BR>Сторонники "осевого" решения (члены творческого коллектива) считали, что "прислоненный к ограде" памятник понизит статус небесного покровителя Петербурга.<BR>"К тому же постановка памятника на оси, посреди площади и на постаменте -- это следование петербургским традициям", -- говорит Владимир Попов.<BR>В итоге решили "последовать традициям": после многочисленных перемещений деревянного макета памятника, специально для этого созданного, по площади -- с целью нахождения оптимального места.<BR>Однако и сейчас можно слышать возмущенный хор голосов, утверждающих, что установка монумента "хвостом коня -- к святыне, Александро-Невской лавре" -- кощунство. Действительно, памятник расположен "лицом" к Невскому проспекту и "спиной" к лавре. Всадник как бы "выезжает" из ее ворот, заслоняя надвратную церковь и представляя выходящим из лавры довольно пикантный вид конского крупа. Однако проект одобрен не только городской администрацией и Градостроительным советом, но и Православной Церковью. Митрополит Петербургский и Ладожский Владимир относился к памятнику Александру Невскому неоднозначно лишь вначале -- по причине того, что русская традиция предполагает изображать святых преимущественно на иконах, а не ваять в камне и бронзе.<BR>В будущем планируются "доделки" -- не столько 5-метрового памятника, сколько чуть менее мощного постамента. Планируется конкурс на создание двух рельефов, которые расположатся на пьедестале.<BR>Пока же надпись славянской вязью на пьедестале лишь сообщает о подарке граду Петра от Балтийской строительной компании. Увековечение на "стенках" пьедестала названия спонсора и герба компании порой называют нетрадиционным.<BR>