Кругляк объявлен врагом леспрома

На заседании Правительства 13 июня должны рассматриваться "Основные направления развития лесной промышленности".

<BR><BR>На заседании Правительства 13 июня должны рассматриваться "Основные направления развития лесной промышленности".<BR>Они подготовлены Минпромнауки и должны быть к этому дню согласованы в Минэкономразвития. Предлагаемые меры направлены на то, чтобы перенести центр рентабельности с экспорта круглого леса в сектор переработки высокого передела. Минпром предлагает в 2002-2003 годах постепенно отменить экспортные пошлины на пиломатериалы и фанеру (сейчас ставки пошлин составляют 6,5 и 10% соответственно). Необходимо защищать внутренних производителей мебели, как минимум сохранив нынешнюю 20%-ную ввозную ставку.<BR>Кроме того, предлагается не снижать нынешнюю 10%-ную экспортную пошлину на круглый лес (чего требуют лесозаготовители), а даже "подумать над ее увеличением".<BR><BR><B>Рынок</B><BR>Сегодня объем экспорта леса в России составляет $4,3 млрд, тогда как экспортный потенциал оценивается в $100 млрд. По данным компании Lesprom.ru, 90% экспорта лесной промышленности -- по-прежнему кругляк, потому что его экспортируют мелкие хозяйства по полулегальным схемам и им важна не рентабельность, а оборачиваемость капитала, которая при экспорте сырья очень быстрая.<BR>По данным Минпрома, в России ежегодно срубают около 160 млн м3 леса, и при этом валовой продукт лесной отрасли составляет всего $5 млрд. В то же время в соседней Финляндии рубят всего 50 млн м3 в год, а получают от леспрома $30 млрд. Низкую эффективность отечественного леспрома в министерстве объясняют тем, что отрасль ориентирована на экспорт сырья, где норма рентабельности крайне низкая -- 1-5%, а не на переработку. Например, рентабельность производства фанеры сегодня составляет 24%.<BR>Между тем износ оборудования в целлюлозно-бумажной промышленности -- 60-70%, на ее перевооружение нужно $30 млрд.<BR><BR><B>Слуга двух господ</B><BR>В 2000 году соответствующий департамент перевели из упраздненного Минэкологии в Министерство природных ресурсов, Минэкономики было преобразовано в Министерство экономического развития и торговли, и соответствующий департамент оказался в Минпромнауки.<BR>По мнению президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Мирона Тацюна, отрасль не развивается потому, что лесопромышленники ждут от государства налоговых и тарифных льгот для тех, кто объединит процессы "от бревна до конечной переработки" и обеспечит большую налогооблагаемую базу и рост объемов производства. Сейчас им просто невыгодно инвестировать в леспромхозы. А иностранцы предпочитают вкладывать деньги в портовые сооружения для перегрузки леса, в приграничные терминалы для перевалки.<BR>По Лесному кодексу, в одном органе государственной власти совмещены и хозяйственные функции, и контрольные. Союз предлагает создать структуру федеральной власти, которая отвечала бы за управление лесами, за госрегулирование в промышленном секторе. Но контрольные функции при этом следует оставить в Министерстве природных ресурсов. Чтобы тот, кто лесом управляет, отводит его в рубку, не мог сам рубить, продавать и сам себя контролировать.