00:0006 мая 200200:00
7просмотров
00:0006 мая 2002
Компании, занятые в сфере информационных технологий, заняты более получением международных сертификатов, чем обсуждением последствий присоединения России к этой международной организации.
<BR><BR>Компании, занятые в сфере информационных технологий, заняты более получением международных сертификатов, чем обсуждением последствий присоединения России к этой международной организации.<BR>Представители многих отраслей российской экономики, например пищевой или сталелитейной промышленности, знают, чем чревато вступление России в ВТО, и активно лоббируют свои интересы на уровне российских переговорщиков. О программистах сказать этого пока нельзя.<BR>Однако на переговорах по вступлению России в ВТО серьезной проблемой остается требование ряда членов ВТО, включая ключевую группу "квадро" (США, ЕС, Канада, Япония), присоединиться к Соглашению по информационным технологиям (ИТА). Это соглашение предполагает ликвидацию пошлин по 400 товарным позициям, в том числе на компьютеры и компоненты, программное и информационное обеспечение. До последнего времени Россия не собиралась присоединяться к этому соглашению, ссылаясь на его необязательность. Такая позиция совершенно оправданна, так как в секторальных тарифных инициативах, к которым относится соглашение по информационным технологиям, участвует лишь часть стран -- членов ВТО на добровольный основе. На сегодня из 144 членов ВТО к ИТА присоединилось более 50 стран. В совокупности они контролируют 80-90% мирового рынка информационных технологий.<BR><BR><B>Пойди туда, не знаю куда</B><BR>"Вступление в ВТО не должно быть самоцелью, -- считает генеральный директор Северо-Западного регионального отделения Корпорации "Галактика" Светлана Каплунова. -- Это серьезный шаг, который требует большой подготовительной работы и в отраслях, и в регионах. Что касается IT-отрасли, российские поставщики высокотехнологичных решений уже давно и весьма успешно конкурируют с западными: как в России, так и за ее пределами. Думаю, что на наш бизнес вступление России в ВТО повлияет незначительно".<BR>"Я не вижу большого смысла в дискуссии по последствиям вступления в ВТО для нашей отрасли, так как нет информации об условиях вступления, -- считает вице-президент по международным операциям компании Digital Design Андрей Конев. -- Если члены ВТО хотят видеть Россию в своей организации, официальные представители ВТО должны более активно информировать российскую общественность о своей организации".<BR>Из двух сотен петербургских компаний, работающих на рынке программного обеспечения (ПО), на международный рынок вышло около 20%, то есть не более 40 компаний. Условно компании можно разделить на три категории: софтверные подразделения крупных международных концернов (Siemens, Motorola), производители собственного оригинального ПО ("ПроМТ", "Центр речевых технологий") и аутсорсинговые компании, предлагающие группы программистов для выполнения поставленных задач (оффшорное программирование). Существует также малочисленная группа незарегистрированных "индивидуалов-частников", выискивающих подряды в сети Интернет.<BR><BR><B>Камасутра не пройдет</B><BR>"Для компании, работающей на рынке программного обеспечения, гораздо важнее наличие сертификатов ИСО 9001 и CMM, чем принадлежность страны к ВТО, -- продолжает Андрей Конев. -- Насколько я знаю, российским компаниям никто не мешает выходить на западные рынки. Более чем скромные успехи российских компаний в этой сфере объяснимы отнюдь не тем, что Россия не является пока членом ВТО". Стандарт CMM (Capability Maturity Model, модель улучшения внутренних процессов) популярен более в США, чем в Европе. Поскольку США -- основной заказчики ПО, для IT-компаний это соответствие стандарту становится особенно важным.<BR>Вряд ли российским компаниям стоит бояться конкуренции со стороны лидеров оффшорного программирования: Индии, Ирландии, Израиля. Серьезных барьеров для входа на российский рынок для этих стран нет уже сейчас. "Никто не мешает лидерам на рынке оффшорного программирования, выходить на российский рынок, -- рассказывает Андрей Конев, -- однако зарплата индийских специалистов, занятых в IT-индустрии, на 40% выше, чем зарплата российских специалистов аналогичной квалификации. В результате на российском рынке индийские компании пока неконкурентоспособны".<BR><BR><B>Брэнд подрядчика</B><BR>"Вступление России в ВТО позитивно отразится прежде всего на имидже страны и в том числе на отрасли информационных технологий, -- уверен директор по маркетингу компании "Рексофт" Виктор Козлов. -- Если Россия будет признана страной с рыночной экономикой, это будет шагом в сторону наработок и опыта в области высоких технологий в глазах потенциальных западных клиентов".<BR>"Вступление в ВТО вряд ли даст российским IT-компаниям какое-либо преимущество. Оно окажет положительное влияние на процесс становления брэндов российских компаний, занимающихся разработкой программных решений. При выборе поставщика IT-решений или услуг одним из важных факторов является брэнд подрядчика, -- продолжает Виктор Козлов. -- Кроме того, положительным фактором можно считать то, что Россия вряд ли будет скована ограничениями, которые накладывает на работу политический режим стран -- конкурентов России на рынке высоких технологий, например Китая. Российские IT-компании не должны столкнуться и с проблемой "культурного барьера", с которой часто сталкиваются индийские, китайские или филиппинские компании".<BR><BR><B>Российский рынок</B><BR><B>оффшорного программирования набирает силу</B><BR>По данным компании Market-Visio/EDC, российский рынок оффшорного программирования растет на 20% в год. В Москве доля компаний -- разработчиков ПО, имеющих оборот более $3 млн, составляет 31,3%. Компании, имеющие оборот до $150 тысяч, представляют 18,8% московского рынка. Соответственно, для Петербурга это 13,6 и 40,9%, для регионов -- 15,4 и 46,2%.<BR>В 2000 году объем оффшорных разработок в РФ составил $126 млн. В 2001 году эта цифра превысила $154 млн. Аналитики Market-Visio/EDC пришли к выводу, что российский рынок экспорта программного обеспечения достигнет в 2003 году $348 млн. Почти половина (41,8%) коммерческих компаний -- разработчиков ПО для зарубежных заказчиков работают на открытом рынке. Основные заказчики располагаются в США и Европе.