Игроки мясного рынка инвестируют в расширение бизнеса

Мясной рынок наиболее динамично реагирует на изменение доходов населения. Рост платежеспособного спроса приводит как к увеличению потребления мясных изделий в целом, так и к увеличению доли дорогих мясных продуктов. Именно эта тенденция отмечается сейчас.

<BR><BR>Мясной рынок наиболее динамично реагирует на изменение доходов населения. Рост платежеспособного спроса приводит как к увеличению потребления мясных изделий в целом, так и к увеличению доли дорогих мясных продуктов. Именно эта тенденция отмечается сейчас.<BR>Доля вареных колбас и сосисок занимает не менее половины рынка, в последнее время наблюдается рост потребления деликатесов. Доминирующие позиции на рынке занимают крупные игроки -- мясоперерабатывающие предприятия Петербурга и Москвы, существующие с советских времен. Эксперты отдают первое место ОАО "Парнас-М", которое занимает до 30% рынка.<BR>Причем москвичи наиболее сильны в верхней ценовой группе.<BR><B>Маленькие и большие</B><BR>Небольшие производители, занимающие незначительные доли рынка каждый по отдельности, в совокупности оказываются серьезными конкурентами для "монстров".<BR>Их преимущество -- низкие накладные расходы, более гибкая ценовая и маркетинговая политика, близость к потребителю. Небольшой мясной завод ориентирует свой ассортимент на предпочтения жителей отдельного района города.<BR>Более низкие затраты на логистику и хранение товара также повышают шансы "мелочовки" на выживание. С другой стороны, крупные заводы берут за счет рекламы своей торговой марки, экономии на закупках сырья, эффекте масштаба.<BR>Эти особенности отражаются и на стратегии производителей. Небольшие предприятия ищут свободные ниши, пытаясь сконцентрироваться либо на эксклюзивных видах продукции -- дорогих сортах колбас или копченостей и нарезки, либо, наоборот, за счет производства самой дешевой продукции. В результате розничные цены на один вид продукции разных производителей и, видимо, разного качества отличаются в 2 раза и более.<BR><BR><B>Вышли из подвалов</B><BR>После приватизации крупных мясоперерабатывающих предприятий, когда новые производители мяса лишь начинали свой путь к вершинам бизнеса, директора мясных заводов-"монстров" называли своих "зеленых" конкурентов не иначе как "подвальными" производителями.<BR>Время все расставило по местам. Лидер петербургского рынка с советских времен -- ОАО "Самсон" -- почти дождался конкурсного производства. Появились новые имена таких компаний, как ООО "Пит-Продукт" и ООО "Стрелец".<BR>Небольшие производители расширяют производство, переходя из разряда мелких в категорию средних компаний. На рынке появляются новые торговые марки, происходит специализация компаний по более узким ассортиментным группам. Некоторые середнячки начинают вкладывать деньги в животноводство.<BR>"Это указывает на благоприятное развитие отрасли в целом, показывает, что у предприятий появились свободные средства, которые они могут инвестировать. И инвестиции в свою отрасль -- это наиболее логичное вложение капитала", -- еще в начале года говорил корреспонденту "ДП" вице-президент Северо-Западной ассоциации производителей, торговцев и потребителей мяса и мясопродуктов Вячеслав Мокренко.<BR><B>Из торговли в производство</B><BR>Крупные поставщики мяса давно занялись производством -- ООО "Эверест" (Кронштадтский МПЗ), "Стрелец" и другие компании. В начале года ООО "Рубеж-Регион Плюс", один из крупнейших поставщиков импортного сырого мяса, заявило о создании собственного колбасного производства на Софийской улице. К лету начнет работать производство колбас (вареной и полукопченой) и деликатесов. Объемы выпуска колбасного производства будут составлять около 30 тонн в сутки.<BR>Другой крупный оператор рынка мяса Петербурга -- ООО "Велис" ведет строительство мясоперерабатывающего завода в промышленной зоне города Всеволожска.<BR>Сейчас на площади 0,8 га на территории коммунально-складской зоны заканчивается строительство промышленно-административного корпуса.<BR>Первая очередь ООО "Всеволожский мясокомбинат" будет включать в себя цех по производству замороженного бескостного мяса в блоках производительностью 60 тонн в сутки.<BR>Вторая очередь -- цех по производству колбасных изделий и деликатесной продукции производительностью 30 тонн в сутки. Эти объемы сопоставимы с объемами завода "Стрелец".<BR>А самый крупный производитель колбасы в регионе -- "Парнас-М" производит 120 тонн в сутки. Для сравнения, ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат" в Москве производит до 350 тонн в сутки.<BR><B>Справка</B><BR>Емкость рынка мясопродуктов Петербурга составляет 100-200 тысяч тонн в год -- 2-3% национального рынка.<BR>Доминируют в городе на Неве производители города и области. Причем "Парнас-М" с большим отрывом вырвался вперед по вареной и полукопченой колбасе (объем производства -- около 120 тонн в сутки). А рынок дорогих сырокопченых колбас в Петербурге оккупировали москвичи.<BR>На долю крупнейших производителей региона: "Парнас-М", "Пит-Продукт", "Стрелец", Кронштадтский МПЗ и ряда других приходится больше половины рынка.<BR>Иногородние производители -- "Черкизовский", "Кампомос", МПЗ им. Микояна, "Царицыно", а также "Новгородский мясной двор" и Великолукский МК вместе занимают до трети рынка. Кроме того, насчитывается около 200 небольших производств.<BR>При этом доля потребителей, которые не имеют предпочтений среди производителей и марок, равна 40%.