00:0023 апреля 200200:00
35просмотров
00:0023 апреля 2002
Завтра, 24 апреля, в Таллине должны состояться аукционные торги на российский БМРТ "Андрей Маркин". Аукционная цена, как сообщили корреспонденту "ДП" в Таллинском суде, составляет 1,7 млн эстонских крон, или около $100 тыс.
<BR><BR>Завтра, 24 апреля, в Таллине должны состояться аукционные торги на российский БМРТ "Андрей Маркин". Аукционная цена, как сообщили корреспонденту "ДП" в Таллинском суде, составляет 1,7 млн эстонских крон, или около $100 тыс.<BR>Сообщение об объявлении торгов по судну "Андрей Маркин" было опубликовано в специальном приложении к газете "Эрипяэв" (ARIPAEV). По предварительным данным, в торгах намерены принять участие четыре компании.<BR>Российское судно "Андрей Маркин", покинув территориальные воды России, уже находилось в ипотечном залоге. По мнению членов экипажа, владельцы судна из ООО "Плеяда", отправляя его вместе с экипажем на ремонт в Таллин, заранее знали о возможном аресте и продаже.<BR>Обычно в таких случаях моряки судна, которому грозит арест и продажа, остаются без средств к существованию и, не выдержав тяжелейших бытовых и моральных испытаний, быстро покидают иностранный порт, оставив судно на попечение агентской фирмы, профсоюзов или малоинформированных доверенных лиц. Однако четыре члена экипажа БМРТ "Андрей Маркин" решили не бросать судно и добиваться выплаты им заработной платы с помощью эстонского правосудия.<BR>Оставшиеся в Эстонии российские моряки предъявили исковое заявление в Таллинский городской суд о взыскании заработной платы и возмещении суточных и расходов на питание и выиграли дело. Общая сумма требований, исходя из двух исковых заявлений членов экипажа "Андрей Маркин", составляет 638 тыс. эстонских крон.<BR><BR>Обреченные,<BR><B>но не брошенные</B><BR>Как объясняет представитель оставшихся в Таллине четырех членов экипажа БМРТ "Андрей Маркин" юрист Наталия Гогитидзе, изначально проблема заключалась в том, что в Эстонии нет арбитражного суда, который бы рассматривал споры такого рода. По крайней мере, как уточнила Наталия Гогитидзе, эта причина серьезно повлияла на процедуру судебного расследования в Эстонии.<BR>По ее словам, Международная федерация работников транспорта (ITF) также вряд ли смогла бы быстро помочь экипажу "Андрея Маркина" в решении этой довольно необычной юридичекой задачи. Хотя справедливости ради надо сказать, что с первых дней пребывания судна в Таллине эстонский адвокат Рейн Вайксаар, рекомендованный ITF, по-своему пытался защищать интересы российских моряков. Однако, как сообщил нам представитель команды, его действия не отвечали интересам всех членов экипажа.<BR>Рейн Вайксаар за все время разбирательства ни разу не побывал на судне, не встретился с членами экипажа и не уточнил в своем исковом заявлении точную сумму требований, а ориентировался лишь на мнение инспекторов ITF.<BR>После первой неудачи в суде российские моряки заключили новый договор на представление их интересов и защиту в суде с юристом Наталией Гогитидзе. И с этого момента в деле российских моряков появились реальные подвижки.<BR>5 ноября 2001 года Наталия Гогитидзе подготовила в Таллинский городской суд новый иск команды, приняв во внимание новые обстоятельства дела.<BR>Одобряя решение членов экипажа "Андрей Маркин", Наталия Гогитидзе отметила, что если бы моряки сразу же уехали из Таллина, то они вообще не получили бы обещанных денег.<BR>По последним данным, члены экипажа "Андрей Маркин", покинувшие Эстонию летом прошлого года и обратившиеся в суд по месту приписки судна, получили официальный ответ от российских судебных исполнителей, в котором указывается, что удовлетворить иск о взыскании средств невозможно, поскольку имущества у ООО "Плеяда" в России не имеется.<BR>С другой стороны, если бы моряки заранее поинтересовались имеющимися возможностями, то судебный процесс пошел бы совершенно в другом направлении.<BR>Согласно договору между Россией и Эстонией об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированному в Эстонии с 1999 года, можно было бы взыскать деньги с ООО "Плеяда" цивилизованным путем. Но для этого российский суд должен был предъявить в суд Эстонии заявление об исполнении принятого судебного решения. Чего сделано не было. Согласно договору и общепринятой во всем мире практике, эстонский суд, в свою очередь, мог бы также передать соответствующее заявление с просьбой в Министерство юстиции Эстонии, которое затем переадресовало бы его в Министерство иностранных дел Эстонии, потом в Министерство иностранных дел РФ, в Министерство юстиции РФ и ответчику. Об этой процедуре никто не подумал. Хотя если бы такое заявление и было сделано, то судебный процесс затянулся бы на еще более неопределенный срок.<BR><BR><B>Именем республики</B><BR>Согласно статье 138 Закона Общей части Гражданского кодекса Эстонской Республики, "суды в Эстонии могут применять для защиты прав лица законы Эстонии, если считают, что исходя из обстоятельств необходимо принятие срочных мер по защите этих прав".<BR>По мнению Наталии Гогитидзе, для защиты интересов российских моряков был выбран самый оптимальный и быстрый путь, поскольку Таллинский городской суд совершенно не заинтересован в задержке этого "рядового" судебного процесса.<BR>Оставшиеся в Эстонии российские моряки предъявили исковое заявление в Таллинский городской суд о взыскании заработной платы и возмещении суточных и расходов на питание.<BR>Представитель ответчика ООО "Плеяда" Юло Киви в ходе ведения судебного процесса не отрицал правомерности требований четырех моряков и полностью согласился с решением суда.<BR>У представителя ответчика теперь есть право в течение 10 дней известить Таллинский городской суд о том, будет он подавать апелляционную жалобу в окружной суд Таллина или нет. Вчера, 22 апреля, истек последний срок для принятия ответчиком решения, а с 23 апреля по 2 мая ответчик имеет право предоставить апелляционную жалобу. Так что пока не совсем ясно, завершен ли судебный процесс в отношении требований экипажа "Андрея Маркина".<BR>Если же ответчик не известит суд о своем решении в указанные законом сроки, то, по Гражданскому процессуальному кодексу Эстонии, будет считаться, что решение Таллинского городского суда вступило в силу.<BR>И тогда, в соответствии с законом, решение суда передается для дальнейшего производства судебному исполнителю.<BR>Согласно первому решению Таллинского суда от 24.10.01, которое вступило в силу 05.11.01, ООО "Плеяда" должно выплатить морякам 392.767 эстонских крон, и теперь по второму иску предстоит доплатить 245.402 кроны.<BR>Сумма требований рассчитана с 5 ноября 2001 года по 4 апреля 2002 года. При этом, как уточнила Наталия Гогитидзе, сумма требований начислялась из условий договора о найме экипажа, предоставленного представителем ООО "Плеяда". Причем заработная плата моряков в рублях пересчитывалась в доллары, а затем в кроны, исходя из действующего на 1 апреля 2002 года курса Банка Эстонии.<BR>Естественно, что, если бы перерасчет заработной платы производился в прошлом году, сумма требований была бы гораздо больше.<BR><BR><B>Круги на воде</B><BR>После появления первой своей задолженности перед экипажем "Андрея Маркина" руководство ООО "Плеяда" подписало с Территориальным комитетом Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области соглашение №1/2000 о погашении всей суммы поэтапно в течение 4 месяцев.<BR>Как говорит председатель профсоюза Николай Безрука, этот договор не был выполнен по ходатайству "Плеяды" и ее шведского инвестора, которые обязались вернуть все долги экипажу, если судно отправится в Таллин.<BR>Отчасти эту информацию подтверждают и слова старшего механика Александра Мартынцева, исполнявшего обязанности капитана БМРТ "Андрей Маркин". Он сообщил, что посетивший экипаж 24 июля 2001 года Николай Безрука заявил морякам после своей встречи с владельцем ООО "Плеяда" в Петербурге о невозможности погашения имеющихся задолженностей. И добавил, что после переговоров с новыми членами экипажа в ближайшем будущем собирается вывести судно из порта Таллина. Вслед за этим последовали и другие, не менее обнадеживающие сообщения, которые, как оказалось, не имели ничего общего с реальным положением дел.<BR>По мнению представителя ITF в Эстонии Ильи Донова, случай с российским судном "Андрей Маркин" достаточно поучителен. Несмотря на наличие в этом деле путаницы и суеты, представители ITF, по его словам, все же надеялись решить проблему экипажа быстро и "цивилизованным путем". Но события развивались совсем по другому сценарию.<BR>Как уточнил Илья Донов, все моряки судна "Андрей Маркин" перед выходом в рейс из Петербурга были уверены в том, что после короткого ремонта в Таллине в течение 45 суток они подпишут контракты о найме на 6 месяцев и вновь выйдут в море на промысел.<BR>Начало ремонта "Андрея Маркина" и предъявление его к ежегодному освидетельствованию международному классификационному обществу подтверждали серьезные намерения его владельца, так как именно на эти цели им было перечислено 54 тыс. эстонских крон ($3085).<BR>Одновременно с этим в Мурманске состоялись переговоры об условиях сотрудничества между ООО "Плеяда" и шведской фирмой Scansea International AB.<BR>Видимо, не договорившись, стороны сразу же прекратили финансирование ремонта и, естественно -- без предварительного уведомления экипажа, приостановили выплату зарплаты членам экипажа судна "Андрей Маркин".<BR>Моряки судна, уже находясь в Таллине, обратились в Федерацию профсоюзов работников водного транспорта Эстонии с жалобой на владельца, который отказывается платить им заработанные деньги.<BR>Поскольку судовладелец был не в состоянии оплачивать содержание экипажа судна, было принято решение об аресте судна в Таллине, хотя, как подчеркивает Илья Донов, это была все-таки "крайняя и не совсем оправданная мера".<BR>Для ареста "Андрея Маркина" использовалась общепринятая во многих странах процедура. Вначале представители ITF в Эстонии отправили запрос о возможности ареста судна и репатриации членов команды. Обычно арест судна при наличии всех необходимых документов занимает всего 2-3 дня.<BR>Но в случае с "Андреем Маркиным" необходимо было еще обеспечить зарплатой моряков, оставшихся на борту судна для его охраны и обеспечения живучести. На репатриацию в Россию 16 моряков, по словам Ильи Донова, ITF выделило $1885.<BR>Только после ареста судна, репатриации членов команды и аукционных торгов рассматривается вопрос о выплате зарплаты, которая высылается адресно, как правило -- на указанные заблаговременно расчетные счета в России. Либо российские моряки могут открыть счет в одном из эстонских банков.<BR>Этой работой обычно занимаются судебные исполнители и профсоюзы, входящие в состав Международной федерации работников транспорта.<BR>Федерация профсоюзов работников водного транспорта Эстонии, как уточнил Илья Донов, за последние 2 года принимала участие в аресте четырех иностранных судов, зарплата которым была возвращена своевременно.<BR><B>Законодательная база</B><BR>Парламент Эстонии (Riigikogu) рассмотрел во втором, заключительном чтении закон о ратификации дополнительного протокола к эстонско-российскому договору о юридической помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и криминальных делах, подписанного 26 января 1993 года.<BR>Договор, вступивший в силу 19 марта 1995 года и одобренный правительством Эстонии еще в ноябре прошлого года, позволяет физическим и юридическим лицам Эстонии и России свободно и беспрепятственно обращаться в суд, прокуратуру, к нотариусу и в другие официальные учреждения двух государств для решения своих гражданских и уголовных дел.<BR>"Дополнительный протокол договора позволяет решить проблемы, возникающие при ходатайстве граждан двух стран о производстве указанных дел. В частности, в протоколе уточняются вопросы, связанные с расширением правовой помощи гражданам двух стран в административной области, даются перечень требований по нотариально заверенным документам, конкретные сроки их рассмотрения", -- сообщила "ДП" руководитель пресс-службы Рийгикогу Мерье МЕЙСАЛУ (Merje Meisalu).<BR><BR><BR><B>Справка</B><BR>БМРТ №2424 "Андрей Маркин" построен на Николаевской судоверфи (Украина) в 1977 году по заказу Мурманского рыбного хозяйства. С 1999 года порт приписки судна -- Санкт-Петербург. 3 марта 2001 года судно прибыло в Таллин для прохождения ремонта на Балтийском судоремонтном заводе. Водоизмещение -- 2853 тонны. Длина -- 76,82 метра. Ширина -- 14 метров. Мощность главного двигателя -- 2000 л.с. Грузовместимость -- 856 тонн.<BR>Сейчас в Таллине находятся четыре члена экипажа: Степан Маскаев -- 4-й механик, Игорь Станкевич -- 3-й механик, Алексей Зубов -- боцман (жители Санкт-Петербурга) и Владимир Шершнев -- старший помощник капитана (прописан в Мурманске).<BR><BR><B>Мнения сторон</B><BR>Илья Донов,<BR>представитель ITF<BR>в Эстонии:<BR>"С помощью ITF было отправлено из Таллинна 16 человек. Мы специально не торопились, поскольку хотели, чтобы моряки получили свои заработанные деньги. Все это время велись переговоры с ITF, но поскольку это рыболовное, а не торговое судно, то процедура затянулась".<BR><BR><B>Наталия Гогитидзе, представитель</B><BR>четырех членов экипажа "Андрей Маркин":<BR>"Аукционные торги арестованного в порту Таллина российского судна "Андрей Маркин" должны поставить точку в этом запутанном деле. Или, во всяком случае, существенно прояснить дальнейшую судьбу брошенных на произвол судьбы российских моряков".<BR><BR>Юрий Беловой,<BR>председатель Эстонской межконфессиальной христианской миссии "АГАПЕ":<BR>"Мы постоянно оказываем помощь людям, попавшим в сложную ситуацию. К сожалению, сейчас таких случаев становится все больше и больше. Услышав по радио передачу о российских моряках, попавших в беду, мы сразу же поспешили им на помощь".