00:0022 апреля 200200:00
20просмотров
00:0022 апреля 2002
Приход на петербургский рынок региональных производителей промышленных и продовольственных товаров послужил стимулом роста рынка маркетинговых услуг.
<BR><BR>Приход на петербургский рынок региональных производителей промышленных и продовольственных товаров послужил стимулом роста рынка маркетинговых услуг.<BR>Потенциальная емкость рынка Северной столицы составляет $6-7 млн в год, а реально от потребителей услуг исследователи получают $3-4 млн. И в ближайшие 2-3 года рост оборотов исследовательских компаний Петербурга может удвоиться как за счет роста числа заказчиков, так и за счет роста стоимости услуг.<BR>Среди маркетинговых компаний, специализирующихся на проведении опросов потребителей, дистрибьюторы "Комкон-СПб", "Той-Опинион", GFK, "СНИЦ" занимают доминирующее положение в этом сегменте рынка.<BR>Аналогичные исследования проводятся на рынках товаров производственного назначения: грузового автотранспорта, оборудования и т.п. Такие исследования помимо своей основной деятельности проводят, как правило, аудиторские компании и крупные дистрибьюторы.<BR>Информацию по динамике цен, структуре предложения товаров на рынке наиболее активно предлагают петербургские издатели ценовых каталогов. Классический пример -- "Маркетинговая группа "ИНФО ОЛ" специализируется по рынкам продовольственных товаров.<BR>Измерением конкретных составляющих макросреды (численность населения, совокупный объем производства в регионе по отраслям, инфляция, природные ресурсы и пр.) в Петербурге занимается агент Госкомстата РФ -- Петербургкомстат.<BR><BR>Источник старый,<BR><B>проверенный</B><BR>Петербургкомстат все еще остается самым авторитетным игроком на информационном рынке города.<BR>Область наблюдений статистиков расползается с каждым днем. Одни предприятия закрываются, на их место приходят другие, увеличивается численность персонала в одном месте, сокращается в другом, изменяется объем выпуска продукции и т.д. Возникают серьезные проблемы с охватом статистического учета всех предприятий и организаций, действующих на территории Ленобласти и Петербурга. Всего в этих субъектах РФ насчитывается более 280 тысяч хозяйствующих субъектов.<BR>"Измерить абсолютно все, установить сплошной учет -- это мероприятие весьма затратное и требующее соответственных вливаний. Одно могу совершенно точно утверждать: когда говорят о том, что статистики врут, -- это неправда. Потому что соврать при существующей методологии практически невозможно. Ее не обмануть. Ее можно только, что называется, вслепую использовать. Она может быть для отдельных субъектов Федерации неприменимой, не такой гибкой, но обмануть ее невозможно. Алгоритмы закладываются такие, как правило с применением существующего программного обеспечения, которые не допускают вмешательства извне. По сути, это черный ящик. Мы вводим информацию от первичных субъектов и на выходе получаем данные. Никаких "поправочек" уже сделать нельзя. И так везде, во всех субъектах Федерации", -- объясняет Олег Никифоров, председатель Петербургкомстата.<BR><BR><B>Альтернативные</B><BR><B>источники</B><BR>Помимо государственной статистики за границей большой популярностью пользуются административные источники информации -- регистры и банки данных.<BR>В России такими источниками можно считать отраслевые ведомства, создающие собственные базы данных, например Пенсионный фонд, Налоговая инспекция. Как правило, большая часть информации этих источников закрыта для бизнеса. А то, что доступно, порой вызывает недоумение.<BR>Например, Государственный таможенный комитет указывает на сайте объем экспорта-импорта в долларовом эквиваленте по субъектам РФ, в том числе и по Северо-Западному федеральному округу. Сопоставляя эти данные с информацией Петербургкомстата, можно найти некоторые расхождения.<BR>"В России никогда не поднимается вопрос о совместимости информационных ресурсов. Сегодня регистры статистических данных, которые формируются в Налоговой инспекции, Пенсионном фонде, Регистрационной палате, Петербургкомстате, несовместимы ни по информационным средам, в которых они ведутся, ни по форматам баз данных, ни по содержанию, ни по классификаторам. Хотя есть Постановление Правительства №1212 от 01.11.99 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации", где определены министерства и ведомства, за которыми закреплено ведение общероссийских классификаторов, обязательных к применению. Тем не менее, скажем, в Налоговой инспекции классификатор отраслей народного хозяйства 2 года назад был с легкостью просто вычеркнут, было признано, что он не имеет никакого отношения к объектам налогообложения и поэтому нет смысла считать, какие налоги получены из какой отрасли экономики. Сейчас они исправляются, но время-то потеряно. До сих пор эти информационные системы полностью закрыты", -- говорит Олег Никифоров.<BR><BR><B>Госкомстат</B><BR><B>правдивей всех</B><BR>Неточности абсолютных величин распространены не только у организаций, изучающих одно явление разными методами. Это зависит также от поведения источника информации.<BR>По словам Олега Никифорова, российская статистика построена таким образом, что есть ряд "досчетов", например, на "централизованно добавляемую численность, в воинских спецконтингентах по работающему населению" и т.д. Эти цифры необходимо утверждать централизованно в Москве, а потом делать перераспределение по регионам. Поэтому информация, проходящая через Госкомстат, ближе к истине.<BR>Например, ФГУП "Кронштадтский морской завод Министерства обороны РФ" перед Петербургкомстатом не отчитывается, а напрямую отчет представляет в Минобороны РФ. Затем Минобороны и Петербургкомстат сдают информацию в Госкомстат. Там полученные результаты суммируются и передаются в регионы.<BR>Коммерческие компании при изучении уровня потребления товаров населением просят определенное количество семей (домохозяйств) вести дневник. В нем каждый член избранного домохозяйства должен ежедневно записывать, сколько какого товара он купил.<BR>Должны учитываться покупки, потребленные вне дома. Но то, что этого часто не происходит по забывчивости, исследователи знают. Однако точно сказать, сколько купленных на улице и тут же выпитых или съеденных продуктов остается неучтенными, они не могут.<BR>По некоторым товарам эта величина может превышать 70%. А такие мелочи, как жевательная резинка, маркетологи и вовсе предпочитают не брать в расчет при изучении семейного потребления.<BR><BR><B>Истина посередине</B><BR>Петербургские предприниматели не питают иллюзий относительно достоверности полученной из стороннего источника информации и стараются дополнять ее собственными изысканиями. Благо, дорогостоящих основных средств для этого не нужно, а рабочая сила не настолько дорога, чтобы предприниматель средней руки поскупился нанять человека для подготовки ежедневных обзоров прессы и сайтов в Интернете на интересующую тему.<BR>"Анализ вторичных источников информации представляется наиболее простым и доступным способом получения информации. Он позволяет получить информацию общего характера о ситуации на рынке, существующих тенденциях и основных событиях в сегменте рынка, информацию об основных операторах рынка. У нас основным источником вторичной информации являются тематические информационные обзоры прессы по теме "Алкоголь" исследовательской фирмы "Гортис", базирующиеся на обработке информации по данной теме, по 50 изданиям и 20 сайтам", -- рассуждает Максим Черниговский, директор департамента маркетинга ООО "Евросервис Лтд.".<BR>"Но одной только вторичной информации недостаточно для полного представления ситуации на рынке. Мы дополняем ее первичной информацией, полученной от наших клиентов. Последнее исследование мы провели в марте этого года, после праздников -- в период относительного затишья на рынке алкогольной продукции, с целью определить динамику предпочтений клиентов, потенциальные возможности роста сбыта в летний период. Менеджерам торговых точек, куда наша компания поставляет товар, мы задавали вопросы об ассортименте представленной в магазинах продукции, о доле продукции, поставляемой нашей компанией, в общем объеме продаж клиента и др.", -- продолжает Максим Черниговский.<BR>"В прошлом году мы проводили исследования того оборудования, которое можно сдавать в лизинг. Мы обратились в статуправление, но на все вопросы там нам не ответили. Насколько достоверна их информация, не могу сказать. Я не уверен, что сейчас все формы статотчетности качественно заполняются.<BR>Например, если вас интересует информация о количестве грузовых автомобилей в Петербурге, их состоянии, сомневаюсь, что вы сможете получить полную и исчерпывающую информацию в органах государственной статистики.<BR>В качестве альтернативных источников можно получить информацию у продавцов техники. Каждый из них хорошо знает конкурентов. Иногда достаточно опросить крупных поставщиков, покрывающих большую часть рынка, и составить представление о положении дел на рынке. Но это все приближенные оценки, и очень многое зависит от людей, делающих анализ отрасли", -- говорит Владимир Наймарк, коммерческий директор ЗАО "Балтийский лизинг".<BR>"Мой личный опыт участия во многих проектах на протяжении последнего десятилетия настраивает на условно оптимистический лад. Я не видел таких проблем, которые нельзя было бы сформулировать так, чтобы под них не набрать необходимой информации. Способ -- это уже второе.<BR>Иногда надо обращаться к нашим уважаемым коллегам из официальной статистики. Иногда достаточно провести грамотный социологический опрос. Иногда надо идти к работодателям. Иногда -- в учреждение профессионального образования.<BR>Нельзя эти вопросы решать абстрактно. Нужно четко понять, чего мы хотим, и тогда мы найдем путь получить необходимую статистическую информацию", -- делится опытом Михаил Клупт, профессор кафедры статистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.