00:0018 апреля 200200:00
38просмотров
00:0018 апреля 2002
На заре нашей эры цветное стекло считалось сплавом драгоценных камней. Но и сегодня специалисты считают витраж монументальным жанром ювелирного искусства. Стремление к украшению зданий цветными оконными стеклами впервые в истории сказалось в раннем христи
<BR><BR>На заре нашей эры цветное стекло считалось сплавом драгоценных камней. Но и сегодня специалисты считают витраж монументальным жанром ювелирного искусства. Стремление к украшению зданий цветными оконными стеклами впервые в истории сказалось в раннем христианском искусстве. Чудесная игра цвета и света на оконных стеклах одинаково привлекала знать и простолюдинов. Многие полагали, что солнечные лучи, проходя сквозь цветное стекло, становятся магическими.<BR>Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре до XVIII века витражи не были распространены. Мода на разноцветные окна пришла в Россию из Западной Европы в начале XIX века, и отечественным фабрикантам пришлось изучить эту область стеклоделия. Промышленность откликнулась на потребительский спрос, и витражи стали распространенным украшением в интерьерах русских дворянских особняков. В XIX -- начале XX века искусство витража развивалось, появлялись новые техники и области применения в интерьере. Сначала полихромное декоративное остекление называли транспарантной живописью, в конце ХIХ века -- узорным окном, а в 1900-е годы из французского был заимствован термин "витраж".<BR><BR>Современный интерьер редко обходится без витража -- в кухне или в ванной, в гостиной или в кабинете. Технологии позволяют использовать витраж в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков, как разграничивающие пространство перегородки и ширмы, как оформление плафонов и бра, как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы, как декоративный элемент помещения (панно и сплошные плоскости).<BR><BR>В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанные по определенному рисунку, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Технология сборки "Тиффани" (оправление каждой стеклянной пластины фольгой перед спаиванием, без жесткого каркаса) сделала возможным применение витражей в качестве плафонов для светильников или отделки для потолков. Американская технология SGO (нанесение многослойного покрытия на листовое стекло) делает возможным использование витража в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм и позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. Витраж в технике пескоструйной гравировки позволяет создать матированный рисунок или придать ему глубокий рельеф: так делают композиции на "цветочно-виноградную тему" и абстрактные фигуры.<BR><BR>Витражи, выполненные по технологии "фьюзинг" (спекание), могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Суть этого метода в том, что на пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, а затем все это в печи (850 градусов) спекается в цельный пласт. Такие "запеканки" применяются в виде перегородок, вставок в стене, столешниц. Выглядят они современно и эстетично и пользуются заслуженной популярностью у почитателей постмодернизма и хай-тека.<BR><BR>Существует также технология "кастинг", известная у нас как "муранское стекло". Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике спекания рисунок на муранском стекле ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.<BR>Наряду с поточными образцами витражей дизайнеры создают оригинальные и неповторимые. Так что у витражного остекления есть одно неоспоримое преимущество перед обычными стеклами: оно индивидуально!