Русское "белое золото"

История русского фарфора началась с Императорского завода. При Петре I попытки организовать фарфоровое производство не увенчались успехом. Лишь в 1744 году уже при Елизавете Петровне в 10 верстах от Петербурга был основан Императорский фарфоровый завод. И

<BR><BR>История русского фарфора началась с Императорского завода. При Петре I попытки организовать фарфоровое производство не увенчались успехом. Лишь в 1744 году уже при Елизавете Петровне в 10 верстах от Петербурга был основан Императорский фарфоровый завод. Из Германии был приглашен Конрад Кристофер Гунгер, работавший на Мейсенской мануфактуре и обучавшийся у первооткрывателя европейского фарфора Иоганна Фридриха Беттера. Однако все попытки Гунгера создать русский фарфор были тщетны. Открыть тайну "белого золота" удалось лишь его помощнику Дмитрию Виноградову. Работы виноградовского периода были небольших размеров (табакерки, шахматные фигурки, статуэтки), поскольку все имеющиеся на тот момент печи для обжига были достаточно малы. Все вещи предназначались исключительно для царского двора. По проекту Виноградова в 1757 году была построена новая просторная печь для обжига.<BR><BR>Первый большой сервиз, изготовленный на заводе, был сделан для императрицы и назывался "Собственный". Его украшали лепные гирлянды цветов и изображения различных птиц. Последняя четверть ХVIII века -- пора расцвета русского фарфорового искусства. В середине ХIХ века верхом мастерства считалось выполнение на фарфоре сюжетов из известных картин. Мастер сначала делал копию на холсте масляными красками, и только после одобрения совета Академии художеств живописцу разрешалось переносить картину на фарфор. Потомственный рабочий завода Петр Иванов нашел уникальный состав фарфоровой массы, которая позволяла делать цветы с тончайшими лепестками. После его смерти секрет был утрачен. Лишь через 100 лет работники Ленинградского фарфорового завода смогли повторить букеты Иванова. В конце ХIХ века оригинальных решений на Императорском заводе стало крайне мало, поэтому на выставке в Париже в 1900 году он оказался на последнем месте. Для того чтобы возродить былое мастерство, к участию в работе завода были привлечены известный собиратель фарфора Константин Сомов, выполнивший скульптуры "Дама с собачкой", "Влюбленные" и другие, русский художник-портретист Валентин Серов, повторивший в фарфоре свою картину "Похищение Европы", скульптор Судьбинин, изготовивший знаменитую фигурку балерины Тамары Карсавиной в танце. Перед революцией завод перепрофилировали на выпуск технического фарфора. Сейчас императорские традиции с успехом возрождает ЛФЗ.