00:0018 апреля 200200:00
8просмотров
00:0018 апреля 2002
Хочу высказать свои комментарии по поводу публикации в "ДП" материала "Налог уменьшился, бремя увеличилось" (см. "ДП" №64/02, www.dp.ru), посвященного отмене льготы по капитальным вложениям в связи с введением главы 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль
<BR><BR>Хочу высказать свои комментарии по поводу публикации в "ДП" материала "Налог уменьшился, бремя увеличилось" (см. "ДП" №64/02, www.dp.ru), посвященного отмене льготы по капитальным вложениям в связи с введением главы 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль".<BR>Конечно же ставка налога на прибыль в 5,5% -- исключительно идеальная ситуация, когда вся прибыль инвестируется в капитальные вложения.<BR>Мы понимаем, что на практике это сделать невозможно. Поэтому средняя ставка у предприятий, активно инвестирующих в собственное производство, была на уровне 12-13%, что уже в 2 раза ниже, чем сегодняшняя пониженная государством ставка налога (24%).<BR>Позвольте также отметить ряд замечаний к позиции о необходимости отмены инвестиционной льготы. Спорным остается тот аргумент, что сохранение инвестиционной льготы предоставляет возможность предприятиям дважды вычесть из базы налога на прибыль расходы на финансирование основных средств -- за счет льготы и за счет амортизации (при расчете льготы используются осуществленные капитальные вложения за минусом амортизации).<BR>Безусловно, мы согласны с тем, что не только подобная льгота, но н любые льготы являются бременем для государства и при принятии решения об их применении необходимо взвесить возможные последствия.<BR>Но данный вопрос, возможно, следует рассматривать шире, с позиции государственных экономических интересов в области отечественного производства (приносим извинения за столь высокий пафос). В российской экономике наметилась существенная угроза по сокращению реального сектора -- основы ВВП. Этому способствуют несколько причин:<BR>-- бесповоротная решимость России по вступлению в ВТО (отечественное производство не успело создать за три послекризисных года устойчивых позиций по противостоянию дешевому, неликвидному в своих странах импорту при "открытии границ");<BR>-- укрепление реального обменного курса рубля (возможности роста импорта при росте себестоимости отечественного производства в силу инфляционного мультипликатора тарифов естественных монополий).<BR>Мы согласны с мнением советника Президента РФ А. Илларионова в том, что укрепление рубля приводит к сокращению роста ВВП (1995-1996, 2000-2001 годы).<BR>При этом разнополярность мнений по этому вопросу советника Президента (публично донесенных через СМИ до общественности) и Центрального Банка РФ приводит к существенному сокращению потребительской активности населения в условиях сильно долларизованной экономики. Население в ожидании роста курса доллара откладывает обмен иностранной валюты на рубли для покупки товаров длительного пользования (мебель, автомобили, техника и т.д.);<BR>-- отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль.<BR>Мы считаем, что проблема переоснащения основных фондов в России входит в "опасную зону" (по данным статистики, износ основных фондов в России составляет 86%). Возможно, что при существовании льготы по капитальным вложениям предприятия получают преференции для обновления производственных фондов, но если вспомнить историю выхода стран с рыночной экономикой из экономического кризиса, то первым примером встает "рейгономика", где основным рычагом была ускоренная амортизация основных средств, позволившая CШA добиться экономического роста в короткие сроки.<BR>Что же касается замечаний о том, что реально льготой по капитальным вложениям могут воспользоваться только предприятия, давно функционирующие и имеющие достаточно прибыли, а входящие в отрасль новые предприятия станут заведомо неконкурентоспособными: по нашему мнению, конкуренция на рынке для предприятий, входящих в отрасль, должна осуществляться не с помощью возможности (невозможности) использования льгот, а посредством новейших технологий, квалифицированного персонала и рыночной стратегии.<BR>Наоборот, невозможность пользования льготами на начальном этапе у новых предприятий приведет к усилению конкурентной среды в экономике России и удовлетворению потребительского спроса.<BR>Стоит отметить в этом контексте, что сегодня большинство российских предприятий являются новыми по отношению к западным предприятиям, имеющим многовековую историю и существенный наработанный капитал, позволяющий осуществлять ценовую конкурентную борьбу.<BR>Рафаэль Саркисян,<BR><B>председатель совета</B><BR><B>директоров АООТ МКО</B><BR><B>"Севзапмебель", президент</B><BR><B>Ассоциации предприятий</B><BR>Мебельной промышленности Северо-Запада.