Джентльменский набор для будущей леди

Для того чтобы быть и слыть приличным человеком, надо многое знать и уметь. И этот факт ставит большинство родителей в тупик. Каким образом обеспечить ребенку джентльменский набор в виде двух-трех иностранных языков, трех-четырех видов спорта, свободного

<BR><BR>Для того чтобы быть и слыть приличным человеком, надо многое знать и уметь. И этот факт ставит большинство родителей в тупик. Каким образом обеспечить ребенку джентльменский набор в виде двух-трех иностранных языков, трех-четырех видов спорта, свободного ориентирования в мире искусств, умения танцевать и вести светскую беседу и при этом обеспечить ребенку нормальное детство и здоровье -- на этот вопрос ответить очень непросто. А если у ребенка талант -- это только усугубляет проблему. Определить, сохранить, развить...<BR>Личный родительский опыт, конечно, помогает, но лишь отчасти. Слишком многое меняется в мире за 20-30-40 лет. Например, детский джентльменский набор 30-летней давности составляли: фигурное катание плюс музыкальная или художественная школы. 10 лет назад список расширился: плавание, второй иностранный язык, танцевальный кружок, большой теннис и (или) восточные единоборства, музыка, рисование. Чему и как учить детей сейчас, можно только предположить.<BR><BR>Специалисты, психологи и педагоги выступают против регламентации "джентльменского набора" развивающих кружков и спортивных секций для детей-дошкольников. "Все, что касается развития ребенка, а также начало репродуктивного возраста -- строго индивидуально, -- уверена психолог Института практической психологии "ИМАТОН"" Наталья Панкова. -- Для детей до 6 лет можно дать какие-то общие рекомендации по организации спортивных занятий. В сфере же интеллектуального развития определенной методики, позволяющей начертить таблицу, по которой должен заниматься малыш, нет".<BR>До 6 лет дети не могут сами выбрать, чем им хочется заниматься. "Часть мозга, отвечающая за осознанный выбор человека, начитает функционировать с 6 лет, -- считает Наталья Панкова. -- Окончательно эта функция формируется в 12-летнем возрасте". Поэтому родители 3-5-летних малышей должны помнить, что выбирать "джентльменский набор" занятий своего сына или дочери им придется самостоятельно.<BR><BR>Детей младше 3 лет специалисты не советуют отдавать ни в какие развивающие кружки. В этот период на 80% умственное развитие ребенка формирует семья. В развивающих группах для самых маленьких обычно предлагается стандартный набор из подвижных игр, лепки, рисования, занятий по кубикам Зайцева. Эти знания ребенку до 3 лет полезнее получать от близких людей. Малыш должен как можно чаще находиться рядом с мамой, брать с нее пример, как нужно реагировать на разные события и воспринимать окружающий мир. "Умственное развития детей в возрасте до 3 лет заключается в том, чтобы познавать пространство, получать ответы на самые разные вопросы", -- подтверждает Наталья Панкова. Кружки же в большинстве своем узко направлены. К тому же занятия в них жестко структурированы, а у ребенка еще нет ни усидчивости, ни способности к долгой однообразной работе. Уровень требований руководителей кружков не соответствует психофизиологическим возможностям 3-5-летних детей, считают специалисты.<BR>"Возраст от 3 до 5 лет считается самым чувствительным для освоения речи, -- продолжает тему Наталья Панкова. -- Нужно читать малышу как можно больше литературы, смотреть мультфильмы, рассказывать познавательные истории". Учеными замечена параллель -- чем лучше ребенок читает в детском возрасте, тем успешнее он будет учиться в школе. Психологи также утверждают, что с 3 лет у детей обостряется творческое, креативное мышление. Поэтому чем лучше малыш научится говорить, конструировать предложения именно в этом возрасте, тем больше шансов, что в будущем он станет "выдающимся мыслителем".<BR><BR>4-летнего ребенка уже можно отдать в один-два кружка. Наиболее эффективными в этом возрасте занятиями педагоги и психологи считают физическую подготовку. Современные Петербургские мамы в 3-4 года отдают своих детей в теннис, ставят на горные лыжи, плавают с ними в бассейне, катаются на картах. "В 5 лет ребенок должен уметь плавать, иначе он никогда не будет хорошо плавать", -- считает заместитель директора по науке Центра психологической подготовки Вадим Шлахтер.<BR>"В духе времени" сегодня учить детей верховой езде и игре в гольф. Первым видом спортивного развития начинают заниматься обычно с 7 лет. Вторым -- на 2-3 года раньше. "Игра в гольф и верховая езда сегодня -- два непременных атрибута светской жизни в Европе, -- уверен Олег Кильчичаков. -- Поэтому родители, которые планируют, что их наследник будет учиться, например, в английской школе, должны предусмотреть, что эти виды спорта считаются в Англии наиболее популярными". Кроме того, совершенное владение клюшкой для гольфа поможет будущему бизнесмену или дипломату общаться с европейской элитой.<BR>Из "интеллектуальных" детских занятий в России популярны ТРИЗы (Теория Решения Изобретательских Задач), где детям предлагают решать специальные математические задачки, развивающие логику.<BR>Дань времени -- модельные агентства. "Однако родителям не нужно зацикливаться самим и внушать ребенку, что он должен стать моделью, -- предостерегает Олег Кильчичаков. -- Возраст 4-5 лет еще недостаточен для того, чтобы ребенок избрал будущую профессию". Адекватным заменителем модельным агентствам специалисты считают старые добрые театральные студии. "Главное, чтобы ребенок пришел в студию, когда уже начал чисто говорить, в 4-5 лет", -- считает Олег Кильчичаков. Тогда малыш сможет в полной мере развивать свою память, речь, уверенность в себе.<BR><BR>К 7 годам появляются навыки саморегуляции и социальные навыки -- общения и т.д. Поэтому серьезные занятия, будь то спорт, шахматы или бальные танцы, лучше отложить до этого момента. Тем более что в школьном возрасте гораздо легче выявить способности ребенка: математические, вербальные (гуманитарные) или механические (конструирование).<BR>Главный критерий, по которому родители могут определить талант в своих детях, -- нестандартное мышление, умение привнести в любимое дело что-то свое. Например, найти оригинальное решение задачи, сочинить мелодию, стихотворение, разработать свой метод тренировки и т.д.<BR><BR>В подобных случаях детям очень важна поддержка близких людей. Родителям рекомендуется хвалить детей, но только за действительно достигнутые успехи. После первых побед ребенка родителям обычно хочется новых. В этот момент психологи и педагоги советуют мамам и папам себя "притормозить". "Не нужно из ребенка делать вундеркинда, -- считает Наталья Панкова. -- Обычно в 7-8 лет дети сами определяют, какая область деятельности привлекает их больше всего. В этом возрасте они, как правило, способны самостоятельно работать над собственными успехами, сначала немного по-детски, потом все более серьезно и активно".