Женщин-тружениц разложили по полочкам

Успеха в бизнесе женщина достигает не за счет мимикрии под мужской стиль управления, а творчески используя свой характер и стереотипы поведения, которые еще недавно считались недопустимыми в руководстве.

<BR><BR>Успеха в бизнесе женщина достигает не за счет мимикрии под мужской стиль управления, а творчески используя свой характер и стереотипы поведения, которые еще недавно считались недопустимыми в руководстве.<BR>К такому выводу пришли доцент кафедры "Психология человека" РГПУ им. Герцена Наталия Боровикова и менеджер по корпоративному развитию московской компании "Разгуляй-Центр" Анна Чернобровкина, исследовавшие гендерные различия в управлении персоналом.<BR>Один из женских поведенческих стереотипов -- "со всеми посоветоваться, прежде чем решить". Он лежит в основе стиля управления, именуемого "преобразующим". Еще его называют "женским". Основная характеристика этого стиля -- активное взаимодействие с подчиненными. Они участвуют в управлении фирмой, с ними делятся властью и информацией. Руководители, практикующие преобразующий стиль управления, верят, что, если дать сотрудникам возможность вносить активный вклад в общее дело, выиграют и бизнес, и работники.<BR><B>"Домашняя" роль</B><BR>Исследовательница проблем женского стиля в менеджменте Дж. Роузнер считает, что преобразующий стиль руководства является естественным результатом социализации женщин. Войдя в мир бизнеса, они тяготели к деятельности, схожей с ролями, которые они привыкли играть дома. Болтовня с соседками и утирание носов детишкам преобразовались в бизнесе в работу с персоналом, контакты с клиентами, вспомогательную работу, требующую непосредственного "человеческого участия". Теперь же выяснилось, что именно такое поведение позволило женщинам добиться успеха.<BR>Многие женщины-менеджеры отмечают, что их первое серьезное продвижение наверх было связано с тем, что компания оказывалась в структурном кризисе, разрушающем управленческие стереотипы. В такой ситуации женщины-менеджеры, готовые к нестандартным решениям, к новым иерархическим структурам и методам руководства, доказали эффективность и преимущества руководства через взаимодействие.<BR><B>С точки зрения</B><BR><B>директора</B><BR>Психолог Надежда Прокофьева разложила женщин-работниц по полочкам. Полочек оказалось три, и каждая представляет собой определенный взгляд на феномен "женщина на рынке труда".<BR>С точки зрения социальной психологии обнаруживаются большие различия в мышлении мужчин и женщин: и думают они по-разному, и в коллектив входят неодинаково, и даже когда задают один и тот же вопрос, подразумевают под ним каждый свое. Впрочем, заключает Надежда Прокофьева, отдельный человек вовсе не обязан отвечать ожиданиям общества. "Когда человек сидит в кресле директора, при принятии решения о найме сотрудника он руководствуется одним соображением: "Будет ли мне это выгодно? Могу ли я с помощью этого человека получить больше прибыли? А еще больше? А еще? Да?! Хорошо!". Я отлично помню это ощущение, когда за внешними признаками кандидата видишь не мужчину или женщину, а человека вообще, в той или иной мере обладающего необходимыми для этой вакансии качествами, -- вспоминает Надежда Прокофьева. -- И если работодатель не желает принимать женщину на работу, то маловероятно, что он женоненавистник. Скорее всего, ей не удалось донести до него, что именно она и только она -- тот человек, который принесет ему максимум прибыли. Красотой, умом ли, хитростью или активностью, агрессивностью или талантом. Руководитель подсознательно видит в кандидате "средство труда". При этом восприятие гендерных различий размывается, и действие стереотипов относительно полов сглаживается. Более того, стереотипы формируются буквально на глазах, и сегодня уже бытуют новые представления относительно мягкотелости мужчин и напористости ("гиперэффективной стервозности") женщин".<BR><B>Выбираем тему</B><BR><B>Закажите</B><BR>интересную вам тему номера для журнала "Бизнес Без Проблем --<BR>Персонал":<BR><B>l Военные в компании: применение опыта работы с кадрами ВС, КГБ, ФСБ в коммерческих структурах</B><BR><B>l Кадры для госслужбы</B><BR><B>l Организационная культура как фактор конкурентоспособности компании</B><BR><B>l Лидерство в бизнесе</B><BR><B>l Люди, которые продают</B><BR><B>l Работа с персоналом в региональных представительствах компании</B><BR><B>l Приемы и способы повышения эффективности труда</B><BR><B>l Обслуживающий персонал</B><BR>Проголосовать можно на сайте www.dp.ru/application, или прислать выбранный вариант по e-mail personal@dp.ru, факсу (812) 326-9701 (с пометкой "Персонал").