Карточный бизнес корректирует стратегию

На петербургском рынке пластиковых карт вновь наблюдается оживление. За прошедший год к активной работе на нем приступило сразу несколько петербургских и московских финансовых структур.

<BR><BR>На петербургском рынке пластиковых карт вновь наблюдается оживление. За прошедший год к активной работе на нем приступило сразу несколько петербургских и московских финансовых структур.<BR>Тем временем лидеры по количеству выпущенных на конец 2001 года пластиковых карт: Северо-Западный банк Сбербанка РФ, ОАО "Промышленно-строительный банк", ЗАО "Балтийский банк" и ОАО "Петровский народный банк" -- скорректировали стратегию своей работы на рынке. Если раньше основное внимание эти банки все же уделяли выпуску новых карт, то теперь основный акцент делается ими на обслуживание уже находящихся в обороте пластиковых карт и разработку новых услуг для держателей карт. Таких, к примеру, как возможность оплаты пластиковой карточкой коммунальных услуг.<BR>Изменение стратегии связано как с обострением конкуренции, так и с тем, что возможность легкого прироста клиентов за счет реализации в городе зарплатных проектов практически исчерпана. На начало марта 2002 года общее количество эмитированных в городе карт вплотную приблизилось к уровню в 1,8 млн штук.<BR><BR><B>Игра в догонялки</B><BR>Одним из серьезных игроков, вышедших на рынок пластиковых карт, в прошлом году стал банк "МЕНАТЕП Санкт-Петербург". С мая 2001 года по март 2002 года количество выпущенных им карт увеличилось с 47 до 110 тысяч. При этом количество открытых им на 1 марта 2002 года карточных счетов увеличилось до 85 тысяч. Таким образом, "МЕНАТЕП СПб" фактически занял пятое место среди городских банков, реализующих пластиковые проекты.<BR>Как сообщили в пресс-службе банка, 100% эмиссии составляют карты международной платежной системы VISA Int. Правда, значительная часть карт выпущена филиалами банка, расположенными вне Петербурга. При этом, по словам банкиров, по пластиковой карте ОАО "Банк "МЕНАТЕП СПб" проводится около 10 транзакций в месяц.<BR>Банк планирует активно развивать программу "VISA Electron -- Партнер". Суть ее состоит в установлении скидок при оплате товаров и услуг картой VISA MENATEP SPb в торговой точке, с которой банк заключил соглашение.<BR>"Рынок пластиковых карт сегодня динамично развивается, уже сложилась определенная группа банков -- участников этого рынка, поэтому клиент может быть уверен в надежности банка --эмитента карты, -- убеждена Ирина Яценко, исполнительный вице-президент ОАО "Банк "МЕНАТЕП СПб". -- Также наметились тенденции развития совместных карточных программ банков и различных страховых, сервисных компаний, что будет способствовать расширению спектра предлагаемых клиентам услуг". В ближайших планах банка, по словам Ирины Яценко, крупная эмиссия карт за счет реализации масштабных региональных зарплатных проектов, начало эмиссии карт Europay Int. и Diners Club, реализация проекта "Таможенная карта".<BR><BR><B>Ставка на VIP-карты</B><BR>Из иногородних банков одним из давних активнейших игроков на рынке является петербургский филиал ОАО "Альфа-банк", который по объему своего пластикового бизнеса идет вплотную за четверкой лидеров и составляет серьезную конкуренцию тому же "МЕНАТЕП СПб". Количество эмитированных филиалом карт по сравнению с цифрами крупных петербургских банков кажется весьма малым (см. таблицу). Однако, в отличие от петербургских банков, основу держателей карт филиала Альфа-банка составляют люди, месячный оборот по карточкам которых -- не тысячи рублей, а тысячи, а то и десятки тысяч долларов. 80% карт, выпущенных Альфа-банком в Петербурге, -- это карты платежной системы Visa, 19% -- Europay, менее 1% -- Diners Club. И в этом году филиал Альфа-банка рассчитывает на расширение своей доли рынка в пластиковом бизнесе.<BR>Помимо филиала Альфа-банка активно продвигают свои пластиковые продукты в Петербурге и другие иногородние банки, ориентирующиеся на работу с частными клиентами, к примеру Урало-Сибирский банк, Импэксбанк.<BR><BR><B>Зарплатный лидер</B><BR>Безусловным лидером на рынке пластиковых карт как Петербурга, так и округа в целом продолжает оставаться Северо-Западный банк Сбербанка РФ.<BR>Как сообщили в пресс-службе банка, на начало марта 2002 года количество пластиковых карт, выпущенных банком, достигло 700 тысяч, в том числе количество карт платежной системы VISA превысило 20 тысяч, а Europay -- 635 тысяч. Остатки на карточных счетах достигали 1,6 млрд рублей.<BR>Основу пластикового бизнеса Северо-Западного Сбербанка составляют зарплатные проекты, реализованные на крупных предприятиях региона. В частности, среди клиентов банка значатся ОАО "Северо-Западное пароходство", ОАО "Сегежский ЦБК", "РДжР-Петро", ЗАО "Филип Моррис Ижора", ОАО "Ижорские заводы", ОАО "Caterpillar-Тосно", НПО "Аврора", ЦМКБ "Алмаз", ЗАО "Нево-Табак".<BR>Кроме того, в 2001 году была запущена программа по выпуску топливных карт для сетей АЗС. В настоящее время договоры на выпуск и обслуживание карт заключены с компаниями "Балт-<BR>Трейд" и "Фаэтон". В рамках программы обслуживается около 60 автозаправочных станций, выпущено около 32 тысяч топливных карт.<BR>В то же время вместе с ростом количества держателей карт Сбербанка растет и количество операций по картам. Если в конце 2000 года, при общем количестве выпущенных карт в 400 тысяч, среднее число транзакций по карте Сбербанка в месяц составляло примерно 1,1-1,2, то теперь этот показатель вырос до 1,6.<BR><BR><B>Наступление на пятки</B><BR>ПСБ продолжает расширение сети банкоматов, начатое им в начале прошлого года. В результате этой целенаправленной политики, по состоянию на начало марта, он все же обошел по количеству банкоматов Сбербанк (см. таблицу).<BR>"В настоящее время, по нашему мнению, рынок пластиковых карт находится в состоянии активного роста. Это подтверждается и увеличением динамики выпуска карт, и еженедельным увеличением количества торговых точек, принимающих к оплате эти карты. Банковская карта становится все более привлекательным средством платежа, -- говорит Арина Басова, начальник отдела методологии, планирования и развития управления "Карточным центром" ПСБ. -- Наш банк планирует развивать дисконтные программы для своих клиентов. В марте 2002 года наш банк начал выпуск рублевых классических карт Visa Classic, в ближайшем будущем мы планируем начать выпуск нового типа корпоративных карт Visa Business Electron".<BR><BR><B>Поиск партнеров</B><BR>"Мы оцениваем ситуацию на рынке как стабильную, -- спокоен вице-президент ЗАО "Балтийский банк" Игорь Григорьев. -- По нашим оценкам, в 2002 году продолжится рост числа эмитированных карт, банки продолжат активно развивать сеть банкоматов и POS-терминалов, появятся на рынке и новые "пластиковые" продукты, в том числе связанные с Интернетом. К тенденциям следует отнести постепенное привыкание населения к "пластику" и более активное использование карт в торговле и при оплате услуг".<BR>По словам Игоря Григорьева, в этом году "Балтийский" намерен укрепить собственную сеть выдачи наличных. В частности, банк планирует закупить в текущем году крупную партию банкоматов 5-го поколения. А уже действующие банкоматы банк планирует запрограммировать на прием безналичных коммунальных платежей, платежей за использование телефона и мобильной связи. Продолжится работа и по оборудованию POS-терминалами предприятий торговли, в частности универсамов. В 2002 году Балтийский банк планирует установить порядка 100 POS-терминалов.<BR>"Другим важнейшим направлением "пластиковой" программы банка станет работа с банками-партнерами. Сегодня мы ведем активные переговоры с целой группой петербургских и иногородних банков, в том числе Сибири и юга России, об их вступлении в международные платежные системы в качестве аффилированных участников при спонсорской поддержке Балтийского банка, -- говорит Игорь Григорьев. -- Кроме того, ведутся переговоры с одной из российских платежных систем об обеспечении ее расчетов с международными платежными системами через Балтийский банк".<BR><BR><B>Подсчитывая заново</B><BR>Петровский НБ несколько утерял те позиции, которые он занимал на рынке пластиковых карт в начале прошлого года. Развитие пластикового бизнеса банка, по всей видимости, затормозила смена собственника и команды топ-менеджеров.<BR>На начало марта количество выпущенных банком пластиковых карт составило 246 тысяч. В то время как в начале июня прошлого года банк декларировал наличие у него 375 тысяч карт (см. "ДП" №144/01, www.dp.ru). В самом Петровском НБ отрицают наличие какого-либо значительного сокращения количества карт или их держателей. Несовпадение же цифр в банке объясняют тем, что в прошлом году, при прежнем руководстве, банк предоставил цифру выпущенных, а не находящихся в обращении, пластиковых карт, что значительно завысило их реальное количество.<BR>"Рынок стабилен. Идет процесс выпуска пластиковых карт для зарплатных клиентов. Видимо, произойдет охват все большего числа предприятий -- клиентов банков. Активно идет процесс по развитию спонсорских и агентских услуг для средних и мелких банков, -- рассказал Сергей Васильев, начальник управления по связям с общественностью Петровского НБ. -- На рынке эквайринга жесткая конкуренция: все наиболее доходные, а следовательно, высокооборотистые торговые точки уже охвачены. Речь может идти о переманивании этих точек из банка в банк или заключении договоров с вновь открывшимися перспективными точками. В перспективе же -- о расширении и развитии рынка Интернет-торговли".<BR><BR>Кто на новенького?<BR>Помимо давних игроков работу с карточными счетами физических лиц в прошлом году начали и другие банки, изначально не развивавшие "пластиковое" направление. Как правило, они реализуют зарплатные проекты на базе своих акционеров либо крупных корпоративных клиентов.<BR>К примеру, активно работать с пластиковыми картами начал Инкасбанк.<BR>"За 2001 год нашим банком было заключено более 200 договоров с предприятиями на выплату заработной платы сотрудникам через банковские карты. Среди них такие значимые для банка клиенты, как АООТ "Невский завод", ЗАО "Спецтранс 6", Невское ПКБ, ЦКБ "Айсберг", "Котельно-сварочный комплекс", ВНИИ Галургии, и другие, -- рассказала Алла Трубникова, начальник управления по связям с общественностью ОАО "Инкасбанк". -- В итоге за прошедший год количество карт, выпущенных банком, увеличилось в 3 раза. До конца этого мы планируем выпустить как минимум еще 8 тысяч карт".<BR>Из средних банков совсем недавно на рынок пластиковых карт вышло ОАО "Энергомашбанк". В феврале банк начал реализацию зарплатного проекта на научно-производственном предприятии "Дальняя связь". На сегодня POS-терминалы банка установлены уже в трех торговых точках города. Количество открытых на 1 марта 2002 года в банке карточных счетов составило 190 штук, а выпущенных банком пластиковых карт -- 485.