Неудачи и поражения научают бизнесмена успеху

Древняя фраза "Кадры решают все" актуальна и по отношению к современности. На Западе сложились целые тренинговые культуры, позволяющие изучить и "натренировать" собственную личность "со всех сторон".

<BR><BR>Древняя фраза "Кадры решают все" актуальна и по отношению к современности. На Западе сложились целые тренинговые культуры, позволяющие изучить и "натренировать" собственную личность "со всех сторон".<BR>Руководители российских компаний в последние годы также стали активно и осознанно обращаться к методикам, позволяющим усовершенствовать "человеческий" фактор. Последнее веяние тренинговой моды -- создание в трудовом коллективе "корпоративной культуры приключений".<BR>Американский антрополог, исследователь и писатель Джеф Салц, выступивший перед петербургскими бизнесменами с прочувствованной лекцией о необходимости для удачливого бизнесмена искать приключения, сказал: "Россия -- то место, где можно и нужно заниматься социальными экспериментами".<BR>"Корпоративная культура приключений", по Джефу Салцу, "позволяет развивать такие качества, как стремление экспериментировать, гибкость в принятии решений и чувство цели".<BR>Ключ к успеху развития любого, в том числе и бизнес-начинания, считает Джеф Салц, -- это готовность к неудаче. "Известный искатель приключений нашего времени Боб Боллард, обнаруживший место затопления "Титаника", как-то сказал мне: "Проанализируй свой провал. Сделай из него выводы. И двигайся дальше", -- вспоминает Джеф Салц. -- Боб не мог найти "Титаник" в течение многих и многих дней. Результатом каждого "неудачного" дня было знание того, где искать не нужно".<BR>Исследования Института эмпирического образования (Institute for Experiential Education) показали, что сотрудники тех компаний, где поощряется дух приключений, в большинстве своем энергичны, творчески настроены и легко обмениваются новыми идеями и информацией.<BR>Петербургские компании (в большинстве своем те, руководителями которых являются иностранцы) поддерживают тенденцию лазать всем коллективом по скалам или спускаться на плоту по бурным рекам.<BR><BR>"Под парусом в шторм"<BR>"Для директоров крупных компаний правильная политика по подбору, тренингу и руководству персоналом является залогом успешной деятельности компании, -- рассуждает PR-менеджер представительства компании CPY YELLOW PAGES Ltd Светлана Топилина. -- В нашей компании постоянно проводятся тренинги, семинары и внутренние мероприятия, направленные на создание, поддержание и развитие "корпоративного духа "Желтых страниц", а также на повышение профессиональных навыков персонала".<BR>В прошлом году руководство "Желтых страниц" организовало для своих сотрудников тренинг в экстремальных условиях "Планирование рабочего времени". Персонал "Желтых страниц" выходил в залив на корабле, управляя им самостоятельно. "Одна из целей проведенного нами тренинга -- четкая работа в команде в условиях повышенной опасности, -- рассказывает Светлана Топилина. -- Сплоченность бизнес-команды и способность выходить из трудной ситуации с наименьшими потерями -- вот результат подобного тренинга".<BR>"Я настроен на то, чтобы все сотрудники нашей компании приняли участие в каком-нибудь эксперименте по сплочению команды в следующем году, -- решителен управляющий директор REIM Consulting Oy Чарльз Ли Восс. -- Уверен, что это необходимо для успеха любого дела. Девиз нашей компании -- "Дух партнерства". Я лично принимал участие в программах, направленных на сплочение команды, в США и обнаружил, что они очень эффективны".<BR>Любой процесс преодоления трудностей сплачивает его участников. Чем сложнее условия "экстремальной игры", тем более необходимо для команды разработать структуру своей деятельности и поддерживать друг друга в выполнении задания.<BR>"В подобных ситуациях человек осознает, что если он поможет другим в группе, потом эти люди помогут ему, -- рассуждает Чарльз Ли Восс. -- Я наблюдал это и знаю из личного опыта, что это срабатывает и на других".<BR><BR><B>Болезненный процесс</B><BR><B>удовлетворения</B><BR>Однако тренинговые законы, безотказно работающие на американской почве, не всегда подходят для мятущегося российского менталитета. "Для участия в экстремальных тренингах необходим скрупулезный отбор сотрудников, -- считает глава представительства компании CPY YELLOW PAGES Ltd Адриан Террис. -- Нужно опираться на личностные, персональные характеристики, а также на позицию, которую занимает сотрудник в структуре компании". Кроме того, "экстремальный тренинг не синонимичен построению команды, -- убежден Адриан Террис. -- Основной задачей любой компании или корпорации является эффективное развитие условий для индивидуального роста работников, нежели эффективное участие в самом экстремальном тренинге".<BR>Экстремальный тренинг становится неэффективен, если его рассматривать как "просто приключение" и развлечение. "Это борьба, которая обеспечивает рост, -- говорит Адриан Террис, -- который, в свою очередь, является процессом болезненным, но в то же время приносящим чувство удовлетворения".<BR>Менеджеры крупных петербургских компаний отдают себе отчет, что при подготовке тренинга нужно в первую очередь задавать себе вопрос: "Зачем нужно подобное мероприятие?" В этом случае становится понятно, как эффективнее выстроить "экстрим"-акцию в зависимости от деятельности той или иной фирмы. Кроме того, считают специалисты, необходимо обеспечить эффективную схему страхования "корпоративного приключения", а за организацией подобных тренингов обращаться только к экспертам в области экстремальных программ.<BR><BR>Рынок "экстремалов"<BR>Рынок экстремальных тренинг-программ в России только начинает развиваться, поэтому пока "нельзя сопоставлять его игроков между собой, -- считает ведущий тренер-консультант компании ООО "Концепт" Ирина Афрамеева. -- Тема подобных тренингов тесно взаимосвязана с новым направлением в управленческой науке "Позитивное в менеджменте". Пока компании, продающие различные тренинги, озабочены не конкуренцией, а разработкой грамотных программ и четкой организацией самого процесса "экстремального путешествия".<BR>Организацию той части программы, которая касается самих путешествий, -- все, что связано с билетами, перелетами и т.д., тренинговые фирмы поручают туристическим. "Мы работаем с компанией "Калипсо -- Мир путешествий", которая организует уникальные программы и экспедиции "Неизведанные миры планеты", -- рассказывает Ирина Афрамеева. -- Самые известные их программы: "Затерянный мир", "Обратная сторона Земли", "Берег Маклая", "Остров сокровищ", "Острова россиян" и др.".<BR>Петербургские фирмы, по словам организаторов тренингов, пока не часто обращаются с просьбой "придумать приключение". "В основном мы работаем с западными компаниями, -- говорит Ирина Афрамеева. -- Проведение тренингов для них -- это часть корпоративной культуры. Организация корпоративных мероприятий с экстремальными приключениями -- это программы, требующие тщательной подготовки, анализа и обзора, так как они являются необычным, нестандартным, творческим событием. Опыт успешного развития лидирующих западных компаний говорит о необходимости проведения такого рода программ".<BR>"Участие персонала в экстремальных тренингах может способствовать улучшению деловых и качественных характеристик компании, но только в том случае, если этот тренинг является частью всеобъемлющей программы обеспечения роста и развития персонала", -- согласен Адриан Террис.<BR>По мнению тренинг-консультантов, четко разработанные программы экстремальных путешествий в России сегодня практически отсутствуют. "Мы приглашали инструкторов из Великобритании, которые тренируют королевские войска, -- рассказывает Ирина Афрамеева. -- У нас в России есть очень много интересных людей, заядлых путешественников, проводников. Однако такого рода программами должны заниматься не просто любители, а профессионалы, четко организующие, понимающие поставленные перед ними задачи и цели".