Итальянские обувщики надеются на российский рынок

Еще год-полтора назад законодатели обувной моды -- итальянцы при упоминании России лишь вспоминали о красивых женщинах и лютых морозах. Теперь потомки основателей Римской империи, работающие в обувном бизнесе, оживляются от объемов поставок модной обуви в

<BR><BR>Еще год-полтора назад законодатели обувной моды -- итальянцы при упоминании России лишь вспоминали о красивых женщинах и лютых морозах. Теперь потомки основателей Римской империи, работающие в обувном бизнесе, оживляются от объемов поставок модной обуви в Россию. Точнее, от роста этих объемов за последние 2 года.<BR>И хотя основной поток этой обуви идет в Москву, рано или поздно волна сапог и туфель с лейблом Made in Italy должна докатиться и до Петербурга.<BR>Было бы неверно утверждать, что обувщики Италии открывают Россию только сейчас. Самым удачным годом был 1997-й. Тогда россияне закупили обуви на рекордную сумму 291 млн евро. За 11 месяцев 2001 года объем экспорта составил лишь 240 млн евро (см. табл.). Но оптимизм внушает рост этого показателя. В прошлом году стоимостный объем экспорта вырос почти на 24%, и это при том, что в 2000 году он увеличился сразу на 72,4%.<BR><BR><B>Фейс-контроль</B><BR>Не случайно на прошедшей в конце марта крупнейшей итальянской обувной выставке MICAM то и дело раздавалась русская речь. Если в прошлом году на эту экспозицию из России приехали только около 600 байеров (закупщиков), то в марте 2002 года организаторы насчитали уже около 1600 коммерсантов с одной седьмой части суши.<BR>MICAM -- крупнейшая в Италии и одна из крупнейших в Европе обувная выставка. От российских подобных мероприятий ее отличает не только масштаб (в этом году в Милане в комплексе Fiera Milano разместилось 1203 выставочных стенда и представлено более 2000 коллекций обуви сезона осень-зима 2002/2003 года), но и традиции представления продукции.<BR>Каждый стенд напоминает небольшой обувной магазин, или, как принято говорить, show-room. Самое непривычное, что с внешней стороны стендов модели обуви не видны. Более того, посетителю выставки могут вежливо отказать во входе внутрь стенда под благовидным предлогом, например потому, что на стенде слишком много народу или идут важные переговоры.<BR>MICAM -- даже не выставка, а большой show-room, где закупщики со всего мира могут в одном месте увидеть значительный срез итальянской обувной отрасли. Цель мероприятия -- заключить контракты на следующий сезон. Показов коллекций и презентаций почти не проходит. Основной звуковой фон -- шелест подписываемых бумаг.<BR><BR><B>Издержки глобализации</B><BR>Внимательного читателя наверняка мучает вопрос: почему же на выставке не всех пускают на стенды? Ответ объясняется модным нынче словом "глобализация": итальянские производители испытывают мощное давление со стороны конкурентов из Азии. Особенно беспокоят китайские обувщики. Мало того, что обувь с Востока имеет более низкую себестоимость, азиатские производители не стесняются копировать модели итальянских дизайнеров и даже придумывают названия торговых марок, звучащие на итальянский лад. Справедливости ради надо сказать, что и некоторые российские производители используют этот прием.<BR>Поэтому на пресс-конференции на MICAM директор института Внешней Торговли Италии (ICE) Джоаккино Габбути (Gioacchino Gabbuti) не смог сдержаться: "мы, конечно, не можем запретить Китаю войти в ВТО. Поэтому нам нужно обеспечить такой уровень качества, которого бы не могли добиться китайские производители". Нельзя сказать, что фейс-контроль на выставке -- действенный способ защиты от копирования. Но, видимо, производители так чувствуют себя спокойнее.<BR><BR><B>Обувщики по Дарвину</B><BR>Спасает итальянских производителей то, что производство качественной обуви невозможно полностью автоматизировать. Доля ручного труда значительна даже при использовании современного оборудования. До сих пор не многие фабрики в Италии используют компьютерное оборудование для раскроя кож. И хотя считается, что компьютер позволяет экономить до 20% материала, итальянцы предпочитают доверять эту работу человеку. Они уверяют, что так получается качественнее.<BR>Типичная итальянская фабрика -- это небольшой цех с конвейерной линией, где ботинок или туфля проходит стадию от разрозненных заготовок до упаковки готовой продукции в коробки. Верх обуви может шиться как на самой фабрике, так и заказываться у субподрядчиков, причем как итальянских, так и зарубежных. Производители более дорогой обуви стараются все делать самостоятельно, так как в этом случае больше возможности контролировать качество продукции на всех стадиях производства. Одна из самых ответственных операций -- вытяжка носка обуви. И хотя это делает машина, конечный результат во многом зависит от рук рабочего. Именно руки итальянских рабочих и есть одно из главных конкурентных преимуществ обувной отрасли этой страны. Кажется, что умение делать обувь заложено в итальянцах на генетическом уровне. Внешне кажется, что обувщик на конвейере работает как бы между делом, без напряжения и особой сосредоточенности. Только глядя на итальянский ботинок понимаешь, что за этой легкостью -- профессионализм, передающийся из поколения в поколение.<BR><BR><B>Нематериальный актив</B><BR>Вторым по счету, но первым по маркетинговому значению преимуществом обувной отрасли Италии является мода. Правильнее сказать, что главная итальянская отрасль -- это мода и стиль. А производство, обувное, мебельное или автомобильное -- лишь материальное воплощение дизайнерских идей. Более того, если достичь качественных показателей итальянского производства хоть и сложно, но можно, особенно в связи со стремительным развитием технологий, то мода опирается исключительно на человеческий фактор -- на культуру, традиции, окружающую среду. И никакой компьютер не заменит дизайнера и стилиста, по крайней мере в ближайшей перспективе.<BR><BR><B>Назад к природе</B><BR>В официальном пресс-релизе к выставке MICAM 2002 говорится, что мода следующего осенне-зимнего сезона возвращается к индивидуализму и простоте. Простота становится стилем жизни. И, как всегда, тут же говорится, что простота будет сочетаться с театральностью и поэтичностью. Вместо лозунга "действовать локально, думать глобально" приходит лозунг "действовать глобально, а думать локально". Это своего рода гимн антиглобализму.<BR>Но это больше напоминает красивые и умные слова. Если говорить проще, то в моде остается джинсовая обувь, как и вообще джинсовая тема. Женские туфли заострились. Восточный идеал маленькой женской ножки сегодня не в моде. Тем же путем идут и мужские ботинки. Узкий носок, цвет -- а-ля потертая кожа. Шаг за шагом отвоевывает позиции у классики спортивный стиль. Обувь в стиле кроссовок есть в коллекции почти любого производителя.<BR>Экзотика проявляется в материалах -- змеиная и крокодилья кожа модна именно в силу экзотичности и цены. Осталось суметь найти эти модели в петербургских магазинах, правда на цену лучше не смотреть. Мода требует жертв.<BR><BR>Made in Italy<BR>В Италии около 7500 фабрик, которые выпускают в год примерно 390 млн пар обуви на сумму около 8 млрд евро, из которых 76% составляет экспорт. В отрасли занято 113.000 человек. (Информация к размышлению: доход на одного рабочего -- около $71.000 в год. Средняя зарплата рабочего на обувном предприятии -- $15.000 в год.) В основном это семейные предприятия, то, что в России принято называть малым бизнесом. На средней фабрике работает около 20 человек.<BR>По официальной итальянской статистике, на Россию приходится около 1,5% от выпускаемой в Италии обуви.<BR>