Рыбаки мечтают о лучших временах

Рыбная промышленность уникальна тем, что в ней нa дoлю флoтa пpиxoдитcя 75% ocнoвныx пpoизвoдcтвeнныx фoндoв.

<BR><BR>Рыбная промышленность уникальна тем, что в ней нa дoлю флoтa пpиxoдитcя 75% ocнoвныx пpoизвoдcтвeнныx фoндoв.<BR>И состояние этих фондов оценивается как удручающее. По данным Госкомрыболовства, еще в 1998 году 24% oбщeй чиcлeннocти cyдoв имeли вoзpacт cвышe 20 лeт, около половины -- свыше 15 лет. В то время как срок амортизации траулера, по мировым стандартам, составляет 10 лет.<BR>Кроме того, российские суда не подходят для нынешних условий рыболовства. Изменилась структура добычи: в 2001 году 90% рыбы российские рыбаки выловили в прибрежных водах. Между тем прибрежные биоресурсы крайне истощены, правила их использования становятся все жестче. Но в Мировой океан отечественные рыбаки тоже идти не могут -- крупно- и среднетоннажные суда советской постройки слишком изношены и дороги в эксплуатации.<BR>Береговая инфраструктура (базы, хладкомбинаты) разрушена еще сильнее, чем флот, поэтому все большее значение приобретает переработка рыбы прямо на борту. Поскольку около половины добываемой продукции идет на экспорт, крайне важное значение приобретают сертификация судов и новые технологии, позволяющие вести безотходное производство. По оценке специалистов, России для решения этих задач необходимо ввести в строй около 600 траулеров-среднетоннажников.<BR>Сейчас за рыболовецкий флот готова взяться любая верфь. На Дальнем Востоке средние траулеры-морозильщики строит большекаменский завод "Звезда" (прямое назначение которого -- ремонт и демонтаж ядерных подводных лодок), на севере -- северодвинское ФГУП "Звездочка" (также строитель подводных лодок), на Балтике -- ОАО "Выборгский судостроительный завод", раньше специализировавшееся на буровых платформах и т.д. При этом ощущается нехватка хороших проектов. Единственное конструкторское бюро, которое проектировало средние и малые рыболовецкие суда в СССР, -- КБ "Ленинская кузница" (сейчас АО "Шхуна") находится на Украине.<BR>Главная проблема отрасли связана с дефицитом финансов. Добыча рыбы как таковая -- не слишком прибыльный бизнес. Основная доля прибавочной стоимости продукции формируется при ее дальнейшей переработке и реализации. Поэтому во всем мире сложилась система кредитования рыбопромыслового судостроения с очень высокой степенью участия государства. При общей стоимости всего мирового рыболовецкого флота в $320 млрд примерно $54 млрд в год используется для погашения многолетних банковских кредитов, примерно столько же составляют субсидии и дотации государств.<BR>Отсутствие в России системы финансирования отрасли приводит к завоеванию рынка иностранными производителями. В регионах северного шельфа широко распространилась система так называемого бербот-чартера.<BR>Российские рыболовные фирмы с помощью фирм-перекупщиков берут лизинговый кредит в Норвегии, Дании или Финляндии, получают судно, а затем отдают кредит свежевыловленной рыбой. Эта схема опасна тем, что при любом форс-мажоре (снизился улов, не дали квоты) судно может быть арестовано за долги. В то же время на Выборгском судостроительном заводе строят сейнеры для Норвегии.<BR>Вообще, иностранные судостроители готовы предлагать различные гибкие схемы финансирования. Так поступил, например, германский Penewerf, который строит рефрижераторы для АО "Каспрыба". Или норвежский Kymek A.S., который добился права на достройку двух траулеров "Ягры" и "Архангельск", построенных на ФГУП "Звездочка" (кстати, по проекты ОАО "Шхуна"). Достройка в Норвегии была обязательным условием предоставления кредита в 145 млн норвежских крон норвежским правительством заказчику -- ОАО "Грумант Флот".<BR>В декабре прошлого года в России была учреждена государственная программа возрождения рыболовецкого флота. По ней в России к 2015 году должно быть построено более 250 рыболовецких и специальных судов различного класса. Общая стоимость программы превышает $2 млрд. Однако специалисты крайне скептически относятся к госпрограмме, поскольку доля бюджетного финансирования для нее составит всего 5%.<BR>"Пустое это все, -- комментирует в интервью www.fishnw.ru генеральный директор мурманского ОАО "Севрыбхолодфлот" Альберт Леванов. -- Никто ничего не построит, ну, может, несколько судовладельцев возьмутся -- исключительно своими силами.<BR>А знаете, какие отличные суда построили голландцы, для того чтобы освоить Африку? У них была ситуация, подобная нашей. Раньше весь голландский флот работал в Северном море небольшими промысловыми судами. А потом, когда квоты сократились, они вынуждены были уйти в дальние районы, в частности в Африку. Но там нужны были современные суда, и сегодня их строительство идет полным ходом -- каждое морозит в сутки по 250-350 тонн рыбы. Экипажи небольшие -- по 20 человек, мощное промоборудование, поэтому себестоимость рыбы -- низкая. Поэтому они вытесняют из Африки наших рыбаков с отсталым флотом".