Авиацию приговорили к импорту

Вчера, 2 апреля, в Москве в Центре стратегических разработок авиаперевозчики, производители и представители Министерства транспорта обсуждали перспективы российской гражданской авиации и пути ее выхода из кризиса.

<BR><BR>Вчера, 2 апреля, в Москве в Центре стратегических разработок авиаперевозчики, производители и представители Министерства транспорта обсуждали перспективы российской гражданской авиации и пути ее выхода из кризиса.<BR>Мнения бизнеса и власти разделились. Выступления первых напоминали похоронные речи по отечественному авиапрому, вторые уверяли, что кризиса и вовсе не существует, а он является плодом фантазии: ситуация тяжелая, но не безнадежная.<BR>"Потенциал в гражданской авиации России очень большой, нужно просто его развивать. Необходимо сделать воздушный транспорт, доступный для населения", -- заявил первый заместитель министра транспорта Александр Нерадько. Представители бизнеса были менее оптимистичны, утверждая, что все проблемы -- от отсутствия эффективных собственников в отрасли, которая нуждается в глобальном укреплении.<BR>Кроме того, у бизнесменов нередко возникают трудности, когда контрольный пакет предприятия принадлежит государству. "Зачастую складывается ситуация, когда для того, чтобы получить то или иное разрешение от чиновника, приходится ждать несколько месяцев. А решение принимать нужно сейчас, ведь те же иностранные инвесторы ждать не будут.<BR>Вопрос взаимодействия частного сектора бизнеса и государственного необходимо решать, иначе государство просто останется одно", -- пообещал президент Национального резервного банка Александр Лебедев.<BR>Впрочем, все участники круглого стола с пафосным названием "Перспективы гражданской авиации: на чем мы будем летать через 10 лет?" сошлись в одном -- за 10 лет Россия умудрилась свою 26%-ную долю рынка производства гражданской авиации превратить в нулевую, т.е. ее просто лишиться.<BR>В то же время, по мнению участников круглого стола, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, надо производить хотя бы 150 самолетов в год. Сейчас в России производится пять-<BR>шесть самолетов, и, естественно, в таких условиях не может и быть речи о каком-либо рынке.<BR>Как утверждали представители "Аэрофлота", в России 70% эксплуатируемых самолетов гражданской авиации старше 10 лет, и 15% -- старше 20 лет. Обсуждались и пути выхода из кризиса.<BR>В частности, прозвучало предложение лишить иностранные воздушные суда, которые ввозятся в Россию, всех налоговых и таможенных преференций, сформировать пакет заказов и развивать отечественное самолетостроение.<BR>Однако, чтобы создать новый самолет, по оценкам экспертов, необходимо 6-8 лет. За это время российская гражданская авиация может просто перестать существовать.