Сергей Подхалюзин: "Мусор необходимо покупать"

"Для того чтобы решить проблему с мусором, его необходимо сделать коммерческим продуктом", -- считает коммерческий директор ООО "Завод Вторсырье" Сергей Подхалюзин.

<BR><BR>"Для того чтобы решить проблему с мусором, его необходимо сделать коммерческим продуктом", -- считает коммерческий директор ООО "Завод Вторсырье" Сергей Подхалюзин.<BR>"Существует всего два способа обращения с мусором: либо собрать, вывезти и сложить -- пускай лежит, либо что-то с ним сделать. Хранить вроде бы проще, но кто знает, какая на мусорных полигонах зреет биобомба, какие там микробы мутируют!?<BR>До того как мусор не сложили в кучу, его можно считать коммерческим. Потому что если сложили, возникает проблема сортировки, а это самый дорогой этап в процессе переработки мусора. Сейчас в Петербурге планируется вновь внедрять систему раздельного сбора мусора. Попытки были и раньше, но из них ничего не вышло. Заклинания о том, чтобы дворник и жители раскладывали мусор "по полочкам", могут так и остаться заклинаниями. Система раздельного сбора -- не панацея, так как непонятно, как заставить людей аккуратно раскладывать отходы по разным контейнерам. Пропаганда, безусловно, нужна, но она сможет сработать только в очень отдаленной перспективе.<BR><BR><B>Продажный мусор</B><BR>Почему раньше люди собирали газеты и журналы: взамен можно было получить хорошие книги и другие дефицитные товары. Сейчас в дефиците только деньги. Поэтому, с моей точки зрения, наиболее правильно мусор покупать. Это автоматический механизм, который заставит людей не бросать мусор где попало. Я могу сказать дворнику: если ты соберешь стекло в контейнер, я тебе заплачу. И он соберет, и во дворе не будут валяться битые бутылки. Именно по такой схеме действуют в цивилизованных странах. Думаете, там не мусорят? Те же немцы выбрасывают мусор за милую душу. Просто там ищут и находят эффективные схемы решения проблемы. Например, в Германии, чтобы уменьшить количество выбрасываемых на помойку пластиковых емкостей из-под газировки, ввели залоговую цену -- 30 пфеннингов. И народ стал сдавать бутылки и банки.<BR>Их не используют вторично, а перерабатывают: бутылки разрывают в хлопья, и из них делают лавсановую нить. Китайцы покупают ее в огромных количествах: шьют куртки, паруса для яхт, делают канаты.<BR>Была проблема -- и нет проблемы. В Америке пошли по другому пути. Там люди оставляют свои отходы в мешках у дороги, а машина в определенный час проезжает и забирает их.<BR>При этом плата за сбор мусора введена в стоимость мешка. Чтобы стимулировать людей самостоятельно сортировать мусор, американцы ввели систему разноцветных мешков.<BR>В красный мешок складываешь пластмассу, в зеленый -- бумагу, в желтый -- стекло и т.д. При этом если общий мешок стоит, допустим, $10, то набор разноцветных -- $1.<BR><B>Акциз</B><BR>В наших условиях целесообразно ввести акциз на упаковку, который существует в той же Западной Европе. Упаковка -- то, что предназначено для попадания на свалку, таким образом, фирма, которая произвела телевизор, оплачивает работы по сбору, переработке и утилизации коробки от него. Все справедливо: используешь много упаковочных материалов -- платишь больше, и наоборот.<BR>В этой связи мне очень нравится схема оплаты дорожного налога в Германии. Плата не зависит от стоимости автомобиля или его мощности, а включена в стоимость литра бензина. Если вы много ездите, то платите много денег. Если машина стоит, то вы вообще ничего не платите. Дальше просто: акцизные деньги попадают в специальный фонд. Фонд выплачивает деньги фирмам, которые занимаются утилизацией. Эта тонна не попала на мусорный полигон и не увеличила, таким образом, нагрузку на природу, а превратилась в новые упаковки и бутылки. С другой стороны, если производитель сам собрал и сдал часть упаковки или тары, то, получив справку от утилизатора, он будет освобождаться от соответствующей части налога. Таким образом, большее количество мусора будет превращаться в коммерческий продукт. Но для того, чтобы окончательно замкнуть цепочку, государство должно поощрять участников рынка использовать изделия, изготовленные из вторичного сырья. Например, в некоторых странах, если вы используете в своем автомобиле 27% деталей из вторичной пластмассы, с вас снимается часть налогов. Производитель начинает бегать по рынку -- искать такие изделия, и в результате оживает сбор, переработка и т.д.