Производители детского питания купились на господдержку

Рынок детского питания вступает в фазу "конфузливого роста". Это когда спрос на товар растет медленней предложения.

Рынок детского питания вступает в фазу "конфузливого роста". Это когда спрос на товар растет медленней предложения. Последние 4 года российская индустрия детского питания переживала инвестиционный бум. За счет специальной программы с 1997 года Правительство России направило в развитие производства детских каш, пюре, заменителей грудного молока около $600 млн. Федеральная целевая программа "Индустрия детского питания России" позволила Правительству РФ выдать гарантии под кредиты, полученные в банках Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии. Западные компании -- Heinz, Nestle, Kruger, Kolinska тоже открывали в России аналогичные заводы. Американская корпорация Heinz не только построила завод в Ставропольском крае, но и почти на 100% использует российское сырье. Импортируются только сложные витаминно-минеральные комплексы. ОАО "Вологодский завод детского питания", принадлежащий двум компаниям -- германской Kruger и российской ЗАО "Торговый Дом СЛАВЭКС" (акции предприятия поделены поровну), -- выпускает каши "Винни" и готовит новое производство мощностью 1800 тонн растворимого какао в год. Словенская компания Kolinska заявила о своем производстве в России в 2001 году. Это будет завод детских каш в Московской области стоимостью $5 млн.
Забота о детях Большая часть решений об инвестициях принималась в условиях нехватки детского питания. Российские инвесторы в лице государства рассчитывали не только накормить тех, кто уже родился, но и тех, кто родится в будущем. Причем прирост новорожденных ожидался 15-20% в год. Однако просчитались: рождаемость в стране падала. Лишь в 2001 году наметился небольшой прирост новорожденных на 1000 жителей. И пока эта тенденция сохраняется, в 83 субъектах России в январе 2002 года число родившихся увеличивалось. К началу 2002 года большинство участников федеральной программы получили новые линии и готовы запустить производство на полную мощь. Но их волнует один вопрос: а выдержит ли рынок?
Рыночный расклад Оборот рынка детского питания в России составляет примерно 42,5 тысячи тонн по пяти основным видам товаров (заменители грудного молока, каши, пюре, соки и чай). В денежном выражении это составляет $165 млн в оптовых ценах. Например, мощности оборудования (10 тысяч тонн в год) по выпуску каш быстрого приготовления на ФГУП "Комбинат детского питания и пищевых концентратов" хватит не только на Петербург, но и на всю страну, без учета конкурентов. Один из участников программы "индустриализации детского питания" -- ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат 1 "Петмол". Менеджмент решает вопрос сбыта готовой продукции почти 4 года -- с момента запуска цеха детского питания, и пока безрезультатно. Цех может выпускать в день 10 тонн детского творожка и 30 тонн жидких молочных смесей. Но по творожкам оборудование загружено на 80%, а производство жидких молочных смесей находится на "точке замерзания". Одновременно с установкой оборудования для детского питания на "Петмоле" в Петербурге начали строить систему молокораздаточных пунктов специально для распространения продукции завода. Однако сеть сбыта удалось достроить лишь в 2001 году, доведя общее количество молокораздаточных пунктов на базе учреждений здравоохранения Петербурга до 42.
Ну что тут скажешь В 2002 году администрация Петербурга собирается по примеру Москвы ввести централизованную систему городского заказа на закупки детского питания у местного производителя. В столице горзаказ на поставку детского питания молочным кухням отдан компании "Вимм-Билль-Данн". Ее Лианозовский молочный завод в год производит более 50 тысяч тонн кисломолочных продуктов (кефир, молочко, творожок, йогурт, сливки, молочные смеси). До начала текущего года закупками занимались районные отделения Комитета по здравоохранению администрации Петербурга. Отсутствие единой городской системы закупок отражалось на ценах. По данным Комитета по здравоохранению администрации Петербурга, в 2001 году среднегодовые цены на молочные продукты питания для детей первых 2 лет жизни в молочно-раздаточных пунктах различались в несколько раз. Например, 1 кг сухих молочных каш в молочно-раздаточных пунктах Калининского района стоил 124 рубля, а в Кировском районе -- 62 рубля. Это объясняет появление витавшей в воздухе весь 2001 год идеи об ограничении торговой надбавки на детское питание в Петербурге. Проанализировав опыт других регионов, городская администрация от нее отказалась. И, чтобы избежать возможных спекуляций детским питанием, пока не организована централизованная закупка, администрация города решила прекратить выдачу денег подведомственным комитетам на закупку. Вместо этого решено с начала 2002 года компенсировать расходы горожан на детское питание для детей 1-2-го годов жизни за счет средств бюджета. Распоряжаться компенсационными деньгами будет не Комитет по здравоохранению, а Комитет по труду и социальной защите населения.
Все идет как надо Участники российского рынка детского питания уверены, что ситуация стабилизируется и количество торговых марок, а также игроков сократится до европейского уровня. В развитых странах по каждому виду продуктов предлагается не более двух-четырех марок. Например, в Германии три основные марки детского питания -- Hipp, Milupa, Gerber. В Швеции -- Nestle, Semper. В Объединенных Арабских Эмиратах -- Gerber, Hipp, и т.д. В России представлены все перечисленные марки плюс к этому марки отечественных производителей. В результате по каждому виду детского питания обращается до 20 марок. Основные причины сохраняющегося в России широкого ассортимента продуктов детского питания -- низкий уровень таможенных пошлин, отсутствие государственного регулирования импорта, пробелы во внутреннем производстве. Из-за его бурного развития самый популярный в последние год-два метод конкурентной борьбы на рынке -- демпинг. Основная причина демпинга -- обязательства дистрибьюторов перед производителем реализовать определенный объем продукции, чтобы в дальнейшем получить большую скидку на товар. Среди импортного детского питания демпинг особенно распространен по продукции Nestle. Дистрибьюторы компании, как правило, закупают весь ассортимент продукции, но детское питание не входит в число прибыльных. Поэтому иногда дистрибьюторы продают его по ценам ниже закупочных исключительно для получения нужных объемов, скидок и бонусов. Некоторые иностранные производители стремятся избежать ценовых войн между дистрибьюторами, полагая, что в перспективе это может привести к снижению объемов продаж и потере прибыли. В связи с этим иностранные поставщики пытаются регламентировать деятельность своих российских партнеров по территориальному признаку. В прошлом году петербургская компания -- ЗАО "Умка" открыло филиал в Москве и собралось работать не только с оптовыми покупателями, но и с магазинами, включая сети. Это вызвало открытое недовольство столичных дистрибьюторов. Просчитав возможные негативные последствия для себя, компания Semper добилась от "Умки" обещания не продавать продукцию Semper в Москве, чтобы не вступать в открытую конкуренцию с двумя московскими дистрибьюторами этого товара.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.