00:0001 апреля 200200:00
26просмотров
00:0001 апреля 2002
Рынок детского питания вступает в фазу "конфузливого роста". Это когда спрос на товар растет медленней предложения.
<BR><BR>Рынок детского питания вступает в фазу "конфузливого роста". Это когда спрос на товар растет медленней предложения.<BR>Последние 4 года российская индустрия детского питания переживала инвестиционный бум. За счет специальной программы с 1997 года Правительство России направило в развитие производства детских каш, пюре, заменителей грудного молока около $600 млн. Федеральная целевая программа "Индустрия детского питания России" позволила Правительству РФ выдать гарантии под кредиты, полученные в банках Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии.<BR>Западные компании -- Heinz, Nestle, Kruger, Kolinska тоже открывали в России аналогичные заводы.<BR>Американская корпорация Heinz не только построила завод в Ставропольском крае, но и почти на 100% использует российское сырье. Импортируются только сложные витаминно-минеральные комплексы.<BR>ОАО "Вологодский завод детского питания", принадлежащий двум компаниям -- германской Kruger и российской ЗАО "Торговый Дом СЛАВЭКС" (акции предприятия поделены поровну), -- выпускает каши "Винни" и готовит новое производство мощностью 1800 тонн растворимого какао в год.<BR>Словенская компания Kolinska заявила о своем производстве в России в 2001 году. Это будет завод детских каш в Московской области стоимостью $5 млн.<BR><BR><B>Забота о детях</B><BR>Большая часть решений об инвестициях принималась в условиях нехватки детского питания. Российские инвесторы в лице государства рассчитывали не только накормить тех, кто уже родился, но и тех, кто родится в будущем. Причем прирост новорожденных ожидался 15-20% в год.<BR>Однако просчитались: рождаемость в стране падала. Лишь в 2001 году наметился небольшой прирост новорожденных на 1000 жителей. И пока эта тенденция сохраняется, в 83 субъектах России в январе 2002 года число родившихся увеличивалось.<BR>К началу 2002 года большинство участников федеральной программы получили новые линии и готовы запустить производство на полную мощь. Но их волнует один вопрос: а выдержит ли рынок?<BR><BR><B>Рыночный расклад</B><BR>Оборот рынка детского питания в России составляет примерно 42,5 тысячи тонн по пяти основным видам товаров (заменители грудного молока, каши, пюре, соки и чай). В денежном выражении это составляет $165 млн в оптовых ценах. Например, мощности оборудования (10 тысяч тонн в год) по выпуску каш быстрого приготовления на ФГУП "Комбинат детского питания и пищевых концентратов" хватит не только на Петербург, но и на всю страну, без учета конкурентов.<BR>Один из участников программы "индустриализации детского питания" -- ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат №1 "Петмол". Менеджмент решает вопрос сбыта готовой продукции почти 4 года -- с момента запуска цеха детского питания, и пока безрезультатно.<BR>Цех может выпускать в день 10 тонн детского творожка и 30 тонн жидких молочных смесей. Но по творожкам оборудование загружено на 80%, а производство жидких молочных смесей находится на "точке замерзания".<BR>Одновременно с установкой оборудования для детского питания на "Петмоле" в Петербурге начали строить систему молокораздаточных пунктов специально для распространения продукции завода. Однако сеть сбыта удалось достроить лишь в 2001 году, доведя общее количество молокораздаточных пунктов на базе учреждений здравоохранения Петербурга до 42.<BR><BR><B>Ну что тут скажешь</B><BR>В 2002 году администрация Петербурга собирается по примеру Москвы ввести централизованную систему городского заказа на закупки детского питания у местного производителя. В столице горзаказ на поставку детского питания молочным кухням отдан компании "Вимм-Билль-Данн". Ее Лианозовский молочный завод в год производит более 50 тысяч тонн кисломолочных продуктов (кефир, молочко, творожок, йогурт, сливки, молочные смеси).<BR>До начала текущего года закупками занимались районные отделения Комитета по здравоохранению администрации Петербурга. Отсутствие единой городской системы закупок отражалось на ценах. По данным Комитета по здравоохранению администрации Петербурга, в 2001 году среднегодовые цены на молочные продукты питания для детей первых 2 лет жизни в молочно-раздаточных пунктах различались в несколько раз. Например, 1 кг сухих молочных каш в молочно-раздаточных пунктах Калининского района стоил 124 рубля, а в Кировском районе -- 62 рубля.<BR>Это объясняет появление витавшей в воздухе весь 2001 год идеи об ограничении торговой надбавки на детское питание в Петербурге. Проанализировав опыт других регионов, городская администрация от нее отказалась.<BR>И, чтобы избежать возможных спекуляций детским питанием, пока не организована централизованная закупка, администрация города решила прекратить выдачу денег подведомственным комитетам на закупку. Вместо этого решено с начала 2002 года компенсировать расходы горожан на детское питание для детей 1-2-го годов жизни за счет средств бюджета. Распоряжаться компенсационными деньгами будет не Комитет по здравоохранению, а Комитет по труду и социальной защите населения.<BR><BR><B>Все идет как надо</B><BR>Участники российского рынка детского питания уверены, что ситуация стабилизируется и количество торговых марок, а также игроков сократится до европейского уровня.<BR>В развитых странах по каждому виду продуктов предлагается не более двух-четырех марок. Например, в Германии три основные марки детского питания -- Hipp, Milupa, Gerber. В Швеции -- Nestle, Semper. В Объединенных Арабских Эмиратах -- Gerber, Hipp, и т.д. В России представлены все перечисленные марки плюс к этому марки отечественных производителей. В результате по каждому виду детского питания обращается до 20 марок.<BR>Основные причины сохраняющегося в России широкого ассортимента продуктов детского питания -- низкий уровень таможенных пошлин, отсутствие государственного регулирования импорта, пробелы во внутреннем производстве.<BR>Из-за его бурного развития самый популярный в последние год-два метод конкурентной борьбы на рынке -- демпинг.<BR>Основная причина демпинга -- обязательства дистрибьюторов перед производителем реализовать определенный объем продукции, чтобы в дальнейшем получить большую скидку на товар.<BR>Среди импортного детского питания демпинг особенно распространен по продукции Nestle. Дистрибьюторы компании, как правило, закупают весь ассортимент продукции, но детское питание не входит в число прибыльных.<BR>Поэтому иногда дистрибьюторы продают его по ценам ниже закупочных исключительно для получения нужных объемов, скидок и бонусов.<BR>Некоторые иностранные производители стремятся избежать ценовых войн между дистрибьюторами, полагая, что в перспективе это может привести к снижению объемов продаж и потере прибыли. В связи с этим иностранные поставщики пытаются регламентировать деятельность своих российских партнеров по территориальному признаку.<BR>В прошлом году петербургская компания -- ЗАО "Умка" открыло филиал в Москве и собралось работать не только с оптовыми покупателями, но и с магазинами, включая сети. Это вызвало открытое недовольство столичных дистрибьюторов.<BR>Просчитав возможные негативные последствия для себя, компания Semper добилась от "Умки" обещания не продавать продукцию Semper в Москве, чтобы не вступать в открытую конкуренцию с двумя московскими дистрибьюторами этого товара.