00:0001 апреля 200200:00
7просмотров
00:0001 апреля 2002
"Россия -- президентская республика, и мы не можем создавать парламентскую в одном отдельно взятом городе", -- говорит эксперт по развитию систем управления Дмитрий Смирнов.
<BR><BR>"Россия -- президентская республика, и мы не можем создавать парламентскую в одном отдельно взятом городе", -- говорит эксперт по развитию систем управления Дмитрий Смирнов.<BR>Дмитрий Смирнов высказал свое мнение по поводу законопроекта "О внесении изменений в Устав", касающегося изменений структуры власти в Петербурге ("Владимиру Яковлеву светит третий срок", см. "ДП" №43/02, www.dp.ru):<BR>"Авторы законопроекта предлагают создать структуру исполнительной власти по образу и подобию федеральной. И вроде бы все просто -- ликвидируем администрацию, увольняем вице-губернаторов (кроме одного), а все функции передаем правительству, наделенному правом принимать решения. Цели ясны. Изменить расстановку сил перед выборами, чтобы обеспечить большую независимость ЗакСа от губернатора. А чтобы губернатор не противился, ему предлагается элементарная взятка -- третий срок.<BR>С одной стороны, все правильно: действительно, не может нормально работать система, которая состоит из несогласованных между собой элементов. Действительно, необходимо привести структуру власти в городе в соответствие со структурой федеральной власти. Но именно структуру ВСЕЙ власти, а не только исполнительной.<BR><BR><B>Табуретка</B><BR>Создатели законопроекта правильно указали тенденцию, но сам проект направлен в совершенно обратную сторону. В случае его реализации в Петербурге будет создана парламентская республика. Тогда губернатор должен уйти в свободное плавание: царствует, но не правит. Но Россия -- президентская республика, и мы не можем создавать парламентскую в одном отдельно взятом городе. Был когда-то вольный город Гамбург, но если так -- все федеральные законы вообще побоку. Принцип управления даже в самой маленькой фирме должен быть единым. Если это не так, то либо это звено отрывается и уходит в свободное плавание, либо переходит на общие принципы.<BR>На федеральном уровне сейчас появились зачатки четырехзвенной системы власти: президент, правительство, парламент, суд. Но система власти должна опираться на источник власти -- народ. Для этого должна быть сквозная линия, проходящая от лиц, находящихся на вершине власти, до самого низа. По всем четырем ветвям власти. Но на настоящий момент выстроена только одна вертикаль: президент -- губернатор -- руководитель районной администрации и т.д. Есть перспективы, что появится вертикаль судебная. И все. Законодательные органы в регионах никак не зависят от Госдумы и т.д. Получается, что властная "табуретка" опирается только на две ножки, а де-факто -- только на одну -- президентскую. Раз ножка только одна, то система очень неустойчива.<BR><BR><B>Президент</B><BR>Если приводить структуру власти на местах в соответствие со структурой федеральной власти, то губернатор должен стать своего рода президентом региона с аналогичными полномочиями.<BR>Исполнительная власть также должна обладать полномочиями, аналогичными полномочиям Правительства России (в рамках региона). Более того, не только полномочия, но и структуры и губернаторской, и исполнительной власти в регионе должны быть подобны структурам федерального уровня, естественно, с учетом региональных особенностей. Например, для более эффективного управления ресурсами губернатор вполне может создать при себе совет руководителей районных администраций.<BR>Но надо менять и структуру законодательной власти. Например, на федеральном уровне в России примерно по одному депутату на 225 тысяч жителей. В нашем городе в ЗакСе примерно один из 90 тысяч жителей, а с учетом депутатов муниципальных советов один на 7,5 тысячи жителей -- всего-то раз в 30 больше.<BR>И последнее. Если цель -- восстановление внутренней иерархии, то нечего огород городить. Грамотный топ-менеджер без труда устанавливает иерархию среди своих подчиненных. Нет иерархии -- смените менеджера. Что же касается системы распределения ответственности, то в любой бюрократической системе она возникает самопроизвольно. И замена одной структуры на другую ни к чему не ведет: какой бы масти ни был мерин, жеребят от него не получишь. Чтобы ликвидировать такую систему, надо менять принципы функционирования.<BR><BR><B>Корпорация</B><BR>Правительство региона должно работать как штаб любой корпорации. Только прибыль этой корпорации должна считаться как разница между суммами зарплат жителей региона в конце года и в начале. Естественно, без учета инфляции -- мы говорим о реальных доходах. Потому что главная задача чиновника -- максимизация суммы доходов всех юридических и физических лиц. Доходы чиновников должны находиться в зависимости от темпов роста этих доходов. При Сталине существовало такое понятие, как партминимум (его отменил в 1957 году Хрущев), когда зарплата парторга равнялась средней зарплате в подчиненной ему организации. Здесь должно быть также: зарплата чиновников должна равняться средней зарплате региона, умноженной на определенный коэффициент, в зависимости от должности. Считается, что при превышении максимального вознаграждения над минимальным более чем в 6 раз возникает социальная напряженность. Таким образом, губернатор Ханты-Мансийского округа будет получать 60.000 рублей, а президент Путин -- 18.000 рублей (средняя зарплата по стране -- примерно 3000 рублей). Только это обязательно должно быть все, что получает чиновник, при наличии бесконечных надбавок и премий система потеряет смысл. Увеличилась зарплата в твоей области, ты как руководитель штаба "корпорации" получаешь определенную часть "прибыли". (Д.Г.)