Петербуржцы вызывают тихое раздражение

Анекдот, витающий в среде московских менеджеров: "Алло! здравствуйте, я из Петербурга. -- Зачем же сразу угрожать?"

<BR><BR>Анекдот, витающий в среде московских менеджеров: "Алло! здравствуйте, я из Петербурга. -- Зачем же сразу угрожать?"<BR>Как и анекдоты времен Брежнева или Горбачева, серия "петербургской" короткой формы отражает (и создает, если брать во внимание анекдот как пиар-инструмент) общественные настроения. Как ни странно, все еще высокий рейтинг Путина оборачивается плохо скрываемым раздражением по поводу путинского призыва, экспансии петербургских менеджеров, а также растущей роли Северной столицы.<BR><BR>"Ленинградское дело"<BR>Деловые контакты петербургских менеджеров тоже довольно часто напоминает сюжеты анекдотов. Например, приходит на интервью с Сергеем Мироновым руководитель представительства журнала "Шпигель" и спрашивает его пресс-секретаря Людмилу Фомичеву: "Вы, наверное, тоже из Питера?" -- "А что, это уже неприличное ругательство?" -- "Нет, просто вас очень много!" Кстати, по неофициальной информации, после переезда Людмилы Фомичевой в Москву в Совете Федерации решили петербургских менеджеров больше на работу не брать: это вызывает слишком большое оживление. По мнению некоторых управленцев, атмосфера вокруг петербуржцев в Москве сейчас настолько накалилась, что напоминает второе "ленинградское дело".<BR>Кампания против петербургских чиновников носит перманентный характер. Среди гонителей наиболее ярко выражен Борис Немцов, который довольно регулярно обвиняет управленцев "rodom is Pitera" в отсутствии профессионализма. "Часто непрофессионализмом петербургских менеджеров называют их интеллигентность, возможно, нежелание идти напролом, неспособность сразу ответить на агрессию", -- считает Людмила Фомичева.<BR>Вместе с тем во многих компаниях -- общероссийских брэндах организация бизнеса и менеджмент находятся в таком хаосе, что можно только удивляться, -- эту мысль высказывает не один менеджер, переехавший в Москву. По мнению одного из них, некоторые москвичи в разговоре высказывают мнение, что петербуржцы внесли свежую кровь в уже разлагающееся тело: они в большей степени способны отдавать силы делу, а не личному продвижению.<BR><BR>"Мы не местные"<BR>Несмотря на то что прессинг в большей степени касается госслужащих, антипетербургская атмосфера оказывает влияние и на обычную бизнес-среду. Так, известная петербургская рекламно-издательская компания, открывшая свой бизнес в Москве несколько лет назад и изначально испытывающая большой рост, сегодня признает, что отношение клиентов и партнеров существенно изменилось, и связывает это с антипетербургской кампанией.<BR>Владимир Балышев, президент автомобильной компании "Бангор", замечает также, что такое отношение к петербуржцам, которым раньше во всей стране были открыты все двери, появилось не только в Москве, но и в регионах.<BR><BR><B>Изменчивая мода</B><BR>"Сейчас популярность петербургского происхождения в Москве уже начинает заметно снижаться, и потому вполне объяснимо раздражение от бравирования этим происхождением", -- считает Самвел Аветисян, директор по управлению событиями компании "Дарья". "Разумеется, если, например, на вопрос: "Это почем?" -- отвечать: "Я из Петербурга", -- это вызовет недоумение, -- убежден президент "Объединенной консалтинговой группы" Виталий Антощенко. -- В Москве много приезжих, и информация о происхождении является попросту лишней".<BR>"Мне известно много примеров, когда приехавшие из Петербурга уже стесняются своего происхождения, -- рассказывает Людмила Фомичева. -- Они начинают вспоминать, что на самом деле их корни в Кировске или же в других городах".<BR>В московской прессе часто фигурирует термин "петербургская команда", который относят не только к властным структурам, но и к деловым кругам. "К сожалению, о петербургских менеджерах как о команде говорить не приходится, -- считает Лия Лучникова, советник председателя правления ОАО "Газпромбанк". -- Петербуржцы в Москве существуют довольно разобщенно, никто не предпринимает попытки к объединению". Не предпринимается также контркампания, которая могла бы разрядить антипетербургскую атмосферу.<BR><BR><B>Меж молотом и наковальней</B><BR>Когда сразу же после избрания Президента в деловых кругах возникла мода "на все петербургское", рекрутеры принялись перекупать петербургских специалистов, порядком поистощив город. В итоге, по наблюдениям Самвела Аветисяна, по некоторым позициям (например брэнд-менеджер) в Петербурге специалистов уже не найти, поэтому компания сейчас даже рассматривает возможность создания бизнес-инкубатора, то есть брать студентов на вырост. "Многие менеджеры, с которыми я общаюсь, считают, что через 3-4 года пойдет отток менеджеров обратно в Петербург, -- говорит Людмила Фомичева. -- С одной стороны, это будет влиять на возрождение города, поскольку вместе с ними пойдут деньги. С другой стороны, они принесут с собой московский жесткий стиль ведения менеджмента, что позитивно скажется на петербургском бизнесе".<BR>