Старый долг обернулся скандалом

Правительство Ленобласти оказалось втянутым в скандал по поводу крупного долга пятилетней давности.

<BR><BR>Правительство Ленобласти оказалось втянутым в скандал по поводу крупного долга пятилетней давности.<BR>Арбитражный суд Будапешта 17 апреля 2002 года должен объявить решение о том, погашен ли долг в размере $12 млн, по которому Ленобласть выступала гарантом. Речь идет о кредите консорциума венгерских банков, предоставленного ГУП "Леноблпассажиравтотранс" в 1997 году на закупку автобусов "Икарус".<BR>Председатель комитета финансов правительства Ленобласти Александр Яковлев на прошлой неделе неожиданно объявил, что этот крупный долг погашен еще в 2001 году (см. "ДП" №47/02, www.dp.ru), и в общих чертах обрисовал схему сделки (см. рисунок). Однако только теперь стало известно, почему главный финансист так неохотно рассказывал журналистам об этом, казалось бы, замечательном событии.<BR><BR>"Это унизительно"<BR>Дело в том, что венгерский кредитор, который, по словам Александра Яковлева, получил долг сполна, вовсе не считает себя удовлетворенным. Более того, он настаивает на том, что получил менее 10% причитавшейся ему суммы и отстаивает свою правоту в суде.<BR>Иск в Арбитражный суд Будапешта подала компания MEHIB Hungarian Export Credit Insurance Ltd. -- государственная венгерская корпорация, занимающаяся страхованием внешнеторговых сделок. Она выплатила страховку консорциуму банков, кредитовавших поставку "Икарусов" в Россию, и теперь требует от ГУП "Леноблпассажиравтотранс" погасить задолженность по кредиту.<BR>Как рассказал "ДП" Андрэш Халош (Andras Halasz), заведующий отделом по возврату кредиторской задолженности MEHIB, часть денег страховая компания получила в 2000 году от банка "Российский кредит", выступавшего гарантом по сделке. Однако банк-гарант находился в то время в предбанкротном состоянии, поэтому после долгих переговоров страховщик пошел на мировое соглашение, по которому получил деньгами лишь $957,8 тысячи, а остальное -- рублевыми и валютными векселями с разными сроками погашения, до 2010 года. Сейчас рыночная стоимость этих векселей, по оценке Андрэша Халоша, составляет 3-5% от номинала по рублевым бумагам и в пределах 20% -- по валютным. Общая сумма, которую мог бы выручить MEHIB, продав векселя "Российского кредита", не превышает 11% от их номинала.<BR>На вопрос корреспондента "ДП", почему страховая компания пошла на такие невыгодные условия мирового соглашения, Андрэш Халош ответил, что в противном случае MEHIB рисковал остаться вовсе без денег, поскольку в "Российском кредите" недвусмысленно давали понять, что при ликвидации банка вероятность погашения этого долга практически нулевая.<BR>"Бесспорный факт, что более 100 автобусов, закупленных с помощью того кредита, ездят по дорогам Ленинградской области. А мы получили менее 10% обещанных за эти машины денег и вынуждены доказывать, что имеем право получить остальное. Это унизительно", -- говорит Андрэш Халош.<BR><BR><B>Заемщик оказался крайним</B><BR>Между тем в правительстве Ленобласти настаивают, что долг по злополучному кредиту погашен полностью. Вчера Александр Яковлев подтвердил "ДП" свои прежние слова о том, что в прошлом году "Российскому кредиту" были выплачены $12 млн. Чтобы рассчитаться с "Российским кредитом", Ленобласти, как говорит Александр Яковлев, пришлось воспользоваться заемными средствами.<BR>Со слов чиновника выходит, что венгерский страховщик сам виноват, что не получил денег. Нечего было подписывать несправедливое мировое соглашение. "Теперь венгерская сторона оспаривает в суде свое собственное решение", -- заявил Александр Яковлев. Получается, что если бы MEHIB немного подождал, то мог бы получить всю сумму, только не с банка-гаранта, а с региона-гаранта.<BR>Венгерский страховщик заявляет, что несколько лет безуспешно пытался договориться с областным правительством о погашении долга. В 1999 году MEHIB даже подписал с Ленобластью договор о реструктуризации долга, однако, как рассказывает Андрэш Халош, документ не вступил в силу, поскольку Ленобласть не предоставила банковских гарантий, предусмотренных договором. В ходе переговоров Ленобласть не раз сетовала на свое плохое финансовое положение, предлагала погасить долг по бартеру, например поставками леса или вагонами метрополитена производства АОЗТ "Вагонмаш". Эти предложения никак не позволяли подумать, что всего через пару лет Ленобласть вдруг заплатит $12 млн, которые "зависнут" в разорившемся банке. Не удивительно, что MEHIB чувствует себя теперь обманутым.